Современные мифы тоже синкретичны и универсальны. Миф о ''рабочем классе'1 не только объяснял ход истории, но и обосновывал нормы морали и права (вспомните значение пролетарского происхождения).
Отметим некоторые проявления данной особенности. Магия — действия с целью повлиять на тот или иной предмет, основанные на ошибочном увязывании сходных или смежных явлений, на вере в связь всего со всем. Например, убийство врага путем действий с его изображением. Фетишизм — поклонение материальным предметам (фетишам), которым приписываются сверхъестественные свойства. В современном сознании фетишизм проявляется в вещизме, в культе золота, в преклонении перед политической и религиозной атрибутикой. Анимизм — вера в духов, населяющих вещи и способных отделяться от этих вещей. Тотемизм — вера в связь рода с каким-либо животным, растением, предметом (тотемом), в происхождение рода от данным о предмета. Мистика — особая практика переживания тождества с предметами, с другими людьми, с миром как целым, с богом.
Однако мифы тоже бывают разными. В частности, поздняя древнегреческая мифология обладала чертами, способствовавшими возникновению на ее почве философии. Вот эти черты: а) высокий систематизм, однозначность и рациональная обоснованность генетических связей в пантеоне (этим объясняется восприимчивость к идее всеобщей причинной обусловленности), разработанность космогонических и теогонических представлений; б) антропоморфность божеств, высокая оценка человека, личности, а значит, и самостоятельного мышления; в) достаточно критическое отношение к богам, неразвитость религиозного начала, слабость жречества; д) разработанность важных мировоззренческих идей, унаследованных философией: представления о единстве мира и о происхождении всего сущего из некоторого единого начала, признание всеобщей безличной закономерности и др.
Таким образом, отношение философии к мифологии неоднозначно. Оттолкнувшись от мифологии и пройдя длительный путь развития, философия возвращается к своим истокам, но уже во всеоружии рефлексии.
Философия возникла в VI в. до н.э. одновременно в Средиземноморье, Индии и Китае в связи с кризисом господствовавшего в ту пору религиозно-мифологического мировоззрения. Из трех этих очагов развились три существенно различающиеся философские традиции: европейская (западная), индийская и китайская.
Мы остановимся только на европейской. Она охватывает несколько периодов и соответственно, своеобразных типов мышления.
1. Античная философия (VI в. до н.э. — VI н.э.), распадающаяся на классическую (VI — IV вв. до н.э.) и эллинистическую (III в. до н.э. — VI в. н.э.).
2. Средневековая философия, частично пересекающаяся по времени с античной.
3. Философия нового времени (XVII — XIX вв.), прологом к которой послужила философия эпохи Возрождения (XIV — XVI вв.).
4. Современная, или неклассическая философия (сер. XIX — XX вв.).
5. Философию последних десятилетий иногда называют
постсовременной.
Вопросы для самоконтроля (к Разделу 1)
1) Что такое философия? Что означает слово, пришедшее к нам из древнегреческого языка, буквально? Какое содержание вкладывается в данное понятие сегодня?
2) Когда и где возникла философия. Какова ее роль в обществе?
3) Что понимается обычно под диалектикой и метафизикой?
4) Сформулируйте основной вопрос философии? Почему он считается основным? Что понимается под субъектом и объектом?
5) Что понимается в философии под материализмом и идеализмом? Чем объективный идеализм отличается от субъективного?
6) Назовите известные вам философские проблемы и области философского знания.
7) Что такое мировоззрение?
8) Что понимается под скептицизмом и агностицизмом?
9) Какой смысл вкладывается а понятие субстанциального, субстанции?
10) Что вам удалось запомнить о Фалесе, о Пифагоре, о
Платоне, о Декарте, о Беркли?
P.S. Текст лекций (1-9),
рабочая тетрадь и рекомендованная литература подготовленны д.ф.н., проф.
Минеевым В.В.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.