Познание. Сознание как предмет философии, страница 9

- чем определяются границы познания? существует ли нечто такое, что научному познанию не подлежит?

- каков механизм (принцип, формы, ступени, средства, условия, движущая сила и ведущий аспект) познания?

- каков критерий истины, то есть признак, указывающий на истинность того или иного знания?

В зависимости от ответов на эти тесно взаимосвязанные вопросы складывается несколько основных концепций (то есть способов понимания) истины.

I) Онтологическая концепция. Истина - это соответствие вещи своему понятию, назначению, идеалу; это характеристика самого бытия, указывающая на его подлинность, безотносительно к тому, познаётся ли оно человеком. Такое объективно-идеалистическое понимание истины, восходящее к Платону, по-прежнему находит явных и скрытых сторонников среди ученых, философов, художников.

II) В гносеологических (логико-эпистемологических) концепциях центр тяжести смещается с бытия, с вещей самих по себе, на их познание человеком - на способ получения знаний и на форму, в которой знание выражено.

1) Корреспондентная (реферативная, классическая) концепция известна с глубокой древности: утверждение (убеждение) истинно, если соответствует действительности. Истинность знания понимается как его соответствие объекту. Иными словами, истина - это зеркальное отражение или более сложное воспроизведение объекта в человеческом сознании таким, каким он существует вне сознания. Вопросы же о том, что это за “действительность”, как она “отражается” и каков критерий пресловутого “соответствия”, в наивно-материалистических и в современных версиях корреспондентной концепции решаются по-разному. В нашей стране получил хождение термин “объективная истина”, обозначающий то содержание наших представлений (мыслей), которое не зависит от самого субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества.

2) Когерентная концепция оформляется не ранее XVIII века в теориях Д. Юма, И. Канта и их последователей (хотя ее предпосылки можно обнаружить в трудах Р. Декарта, Дж. Локка, Г. Лейбница). Конечно, и когерентная концепция требует соответствия знания объекту (предмету). Однако объект при этом трактуется как конструкция самого же сознания, а не как вещь во внешнем мире. Поэтому и под истиной понимается согласие мышления с самим собой, с ощущениями (Д. Юм), с априорными формами мышления (И. Кант), с эмпирическими данными (Б. Рассел). Именно внутренняя непротиворечивость придает знанию истинность, независимо от того, соответствует ли оно какой-либо действительности вне человеческого сознания или нет. Утверждение истинно, если согласуется с другими утверждениями, в конечном счете, со всем культурно-историческим опытом (в таком подходе нет ничего странного, поскольку познание не сводится к изолированным актам отражения, а предполагает приращение новых фактов к массиву уже имеющихся).

3) Прагматическая концепция разработана в конце XIX века великим американским ученым и философом Чарлзом Пирсом (математик, астроном, химик, логик, основатель семиотики) и впоследствии развита в трудах Уильяма Джемса и Джона Дьюи. Истинным является знание, которое работает (to work), то есть эффективно функционирует и улучшает нашу жизнь, позволяет предсказывать события и стимулирует дальнейшие исследования. Вульгаризировать концепцию не следует! Речь идет вовсе не об изолированных задачах, при решении которых эффективной может оказаться любая ложь, а об общественно-историческом прогрессе. Человечество движется от достижения к достижению и одновременно от одного коллективного убеждения (belief) к другому; истина - это убеждение, к которому пришло бы бесконечно большое сообщество людей, если бы процесс познания продолжался бы бесконечно долго.

4) Конвенциалистская концепция (нередко она считается разновидностью когерентной или прагматической) выдвинута на исходе XIX века выдающимся математиком Ж.А. Пуанкаре. Фундаментальные научные истины представляют собой конвенции, то есть произвольные соглашения. И всё же, не совсем произвольные. Выбор той или иной конвенции из множества возможных диктуется ее практической и методологической эффективностью.