Научно-исследовательская программа - ряд сменяющих одна другую теорий, объединенных фундаментальными идеями и принципами. Она включает ядро (то конкретно-научное и философско-методологическое содержание, которое сохраняется без изменений во всех теориях программы), защитный пояс (то содержание, которое изменяется от теории к теории, предохраняя таким образом ядро от фальсификации) и эвристику (правила, направляющие и ограничивающие научный поиск). Когда программа исчерпывает ресурсы развития, происходит научная революция.
Исключительно важным для философии науки остается противостояние редукционизма и антиредукционизма.
Редукционизм - методологическая программа, нацеленная на унификацию научного знания на основе использования некоторого общего для всех наук языка. Редукция (от лат. reducere - отодвигать назад) - это необходимая процедура преобразования данных с целью их упрощения и формализации. Однако нередко под редукционизмом понимается особая неплодотворная философско-мировоззренческая установка, попытка свести без остатка сложное - к простому, целое - к сумме частей, философские вопросы - к естественнонаучным. Физикализм - частный случай редукционизма, программа объединения всех наук на основе единого языка - языка математической физики.
М. Полани, напротив, разработал антипозитивистскую,
антиредукционистскую концепцию личностного знания, согласно которой смысл
научного утверждения определяется контекстом скрытого, неартикулированного
знания-умения, неотделимого от личности ученого, от его телесной организации.
Явное знание выражено в понятиях и языке, а неявное воплощено в навыках, схемах
восприятия, практическом мастерстве.
Вопросы для самоконтроля к разделу 4.
1) Вспомните как можно больше аспектов отношения сознания к бытию. В чем специфика философского подхода к изучению сознания?
2) Вспомните точное значение следующих терминов: интенциональность, рефлексивность, предметность.
3) Что такое понятие? Что называется содержанием и что называется объемом понятия? Чем отличается понятие от ощущения? Что такое суждение, умозаключение, силлогизм?
4) Какой подход к изучению сознания представляется вам предпочтительным и почему?
5) Укажите достоинства и недостатки, а также наиболее вероятную область применения каждой из концепций истины.
6) Что понимают под рациональным, рациональностью, рационализмом? Можно ли ставить знак равенства между иррационализмом и сенсуализмом?
7) Можно ли отождествлять практику с духовной деятельностью и почему? Перечислите известные вам виды и гносеологические функции практики.
8) Письменно изобразите структуру сознания. Вспомните, что такое память, воля, установка, интуиция. Вспомните, в чем различие между восприятием и представлением, между чувством и эмоцией...
9) Вспомните три стадии умственного развития человечества, о которых говорили позитивисты, и вспомните главные периоды в эволюции самой позитивистской философии науки.
10) Какая из установок в большей степени отвечает духу
позитивизма: интернализм или экстернализм? Кумулятивизм или парадигмализм?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.