Познание. Сознание как предмет философии, страница 4

Итак, задача философии - формирование целостного образа сознания. А путь к пониманию целостности лежит через понимание ее срруктурных элементов.

В структуре сознания - в зависимости от подхода и поставленных исследовательских задач - различаются индивидуальная форма и коллективные формы (например, мораль, религия, философия, сознание народа), предметное сознание и самосознание, рассудок и разум, фокус сознания и периферия, а также несколько важнейших сфер. Можно обособить, по меньшей мере, три таких сферы.

когнитивная, познавательная сфера        

мышление    

формы чувственного познания     

ощущения, восприятия, представления

формы абстрактно-мысленного познания          

понятия,   суждения, умозаключения

память           

оперативная, краткосрочная, долгосрочная

язык   

эмоциональная сфера         

эмоции, чувства, настроение

мотивационно-волевая сфера       

волевые акты, внимание, мотивы, потребности

Изучение структуры сознания сталкивается с многочисленными трудностями:

а) огромное, необозримое количество и разноплановость явлений сознания;

б) размытость границ структурных компонентов сознания, их взаимопроникновение (“зашнуровка”);

в) многозначность слов, понятий, категориальных пар, описывающих различные аспекты сознания: рассудок и разум, дух и душа, “Я” и “моя мысль”, знание и понимание, интеллект, ум, мышление и т.д.

Остановимся на когнитивной сфере. Любое из приведенных в таблице слов многозначно. Возьмем для примера “ощущение”. Это и слово естественного, разговорного языка, и научный термин. Причем, значение термина в психологии, в логике и в философии не одно и то же. Более того, оно варьирует от теории к теории.

Необходимо помнить о многоплановости понятий. Так, “ощущением” называют, во-первых, некоторый процесс (процесс отражения объекта); во-вторых, результат процесса (образ в сознании); в-третьих, познавательную способность (способность к ощущению). Еще ощущение может трактоваться как определенная (а именно, низшая) ступень познавательного процесса. Еще - как особая форма знания, противопоставляемая, например, понятию.

Ощущение - отражение единичных свойств объекта с помощью отдельных органов чувств.

Восприятие - целостное отражение объекта одновременно различными органами чувств.

Представление - воспроизведение чувственно-наглядного образа объекта, воспринятого ранее (представление тесно связано с воображением, то есть с преобразованием материала, с созданием новых образов).

Понятие в широком смысле слова - это система знаний о предмете, а в узком - выражение общих, существенных признаков предмета в форме некоторого единства: “Металл”. В отличие от трех форм чувственного познания, понятие фиксирует общие черты многих предметов, отграничивает существенное от несущественного и лишено наглядности (хотя и привязано к наглядному образу, к слову).

Совокупность фиксируемых понятием признаков называется его содержанием, а множество мыслимых предметов, любому из которых эти признаки принадлежат, - объемом. Операция, в ходе которой раскрывается содержание понятия, то есть устанавливаются отличительные существенные признаки и отбрасываются все остальные, называется определением (определением же называется и результат этой операции). Для того, чтобы определить понятие, его нужно подвести под более широкое - родовое - понятие и указать при этом отличительный - видовой - признак, отсутствующий у всех других видов, входящих в данный род.

Таким образом, вопрос о соответствии знания предмету познания касается не только содержания мысленных образов, но и формы мышления: характер связи между мыслями должен отвечать характеру связи между явлениями самой действительности. Принципы образования понятий и построения связи между ними (то есть законы, правила, формы мышления) изучаются наукой логикой, которая абстрагируется от процессов, составляющих материальный субстрат мыслительной деятельности.