Подавляющее большинство личного состава органов ФСБ являются военнослужащими. Поэтому и регулирующие их деятельность правовые акты имеют выраженную властную, "приказную", категоричную форму и содержание.
Таким образом правотворчество в системе органов ФСБ является необходимой деятельностью, с помощью которой реализуется функция управления большим коллективом работников в важной сфере обеспечения государственной безопасности. И вместе с тем, необходимо отметить, что в органах ФСБ, как и в любой другой управленческой системе, далеко не все явления и отношения подлежат обязательному правовому регулированию, и не по каждому случаю издаются правовые акты. Не вызывающаяся необходимостью правовая регламентация малозначительных вопросов сковывает творчество и инициативу и может иметь отрицательные последствия.
2. Классификация правовых актов органов ФСБ
Правовые акты, издаваемые в системе органов ФСБ, можно классифицировать: по юридической форме; по юридическим свойствам; по должностным лицам, их издающим; по адресатам (субъектам правовых предписаний); по порядку издания (принятия); по характеру и целям регулируемых вопросов.
По юридической форме акты подразделяются на приказы, указания, инструкции (правила) и положения. Кроме того, в числе актов, издаваемых органами ФСБ, особое место занимают решения Коллегии, которые принимаются по наиболее важным направлениям деятельности и функционирования ее органов. Решения Коллегии объявляются приказами за подписью Директора.
Приказ - основной акт управления (нормативного или индивидуального характера), обеспечивающий организацию повседневной деятельности органов ФСБ и содержащий предписания.
Указание - акт, издаваемый по отдельным конкретным вопросам деятельности органов ФСБ, как правило во исполнение приказов и инструкций.
Инструкция (правила) - нормативный акт, издаваемый в целях регламентации оперативно-служебной деятельности органов ФСБ и устанавливающий порядок и условия осуществления конкретных видов этой деятельности.
Положение (устав) - нормативный акт, определяющий правовой статус органа (подразделения) или конкретной категории сотрудников.
В органах ФСБ могут издавться и иные профессионально-служебные документы ( например, обзоры, ориентировки и др.). Однако они правовыми актами управления не являются, так как не содержат государственно-властных предписаний.
По юридическим свойствам акты управления подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные).
В нормативных актах содержатся общие правила, предназначенные для неоднократного применения, для регулирования однотипных отношений, принципиальных сторон организации и деятельности органов ФСБ. Они, как правило, обращены если не ко всем, то ко многим органам, подразделениям и должностным лицам.
Ненормативные (индивидуальные) акты управления, в отличие от нормативных, не вводят общих правил, они всегда адресованы конкретным лицам и на основе нормативных актов устанавливают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения. Индивидуальные акты регулируют на основе общих правил (норм) отдельные случаи оперативно-служебной деятельности, определяют правовое положение конкретных должностных лиц. К индивидуальным актам управления относятся, в частности, приказы о присвоении очередных воинских званий, поощрении отличившихся сотрудников, наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и воинской дисциплины и т.п.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.