Глава 14. ПРАВОВЫЕ АКТЫ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ
1.Назначение и особенности правовых актов органов ФСБ
Правовые акты (акты управления) имеют важное значение в деятельности органов федеральной службы безопасности как одного из звеньев государственной системы управления России. Правовая работа является неотъемлемой частью деятельности оперативных, следственных, кадровых, финансово-хозяйственных подразделений, а также предприятий, учреждений и организаций системы органов ФСБ России. Нормотворческая деятельность уполномоченных на то должностных лиц в этой системе является одним из важных методов организации практического осуществления возложенных на органы ФСБ задач.
Юридическое значение актов управления в органах ФСБ зависит от их содержания. Акты вышестоящих звеньев, устанавливающие правила (нормы) общего характера, могут являться основанием для создания соответствующих актов подчиненными им структурами. На основе издаваемых актов управления возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. В этом заключается отличие актов управления от других служебных документов (отчетов, справок, рапортов, актов ревизий, дипломов и т.п.), которые сами по себе не могут вызвать указанных юридических последствий. Правовые акты органов ФСБ содержат в себе необходимую долю государственно-властного веления, выражающего их компетенцию по тем или иным подведомственным им вопросам. Поэтому, в случае необходимости исполнение таких актов управления может обеспечиваться и силой государственного принуждения.
Основные требования, особенности, порядок их подготовки, принятия и реализации можно рассмотреть на основе ныне действующих законоположений о деятельности органов ФСБ.
Как и все акты государственного управления, правовые акты, издаваемые органами ФСБ, строго подзаконны. Они основываются на положениях Конституции Российской Федерации, на таких базовых законах, как законы "О безопасности", "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", а также указах Президента России, которому непосредственно подчинены органы ФСБ.
За соответствием деятельности органов госбезопасности закону осуществляется постоянный парламентский и президентский контроль, а также прокурорский надзор. Кроме того, контроль за правотворческой деятельностью в системе органов ФСБ осуществляет Директор и Коллегия. Так, например, Директор имеет право отменять противоречащие закону акты руководителей органов ФСБ.
Следует отметить, что правовые акты органов ФСБ имеют и свои ведомственные особенности. И это естественно.
Общий принцип, что нормативный акт издается в пределах компетенции соответствующего государственного органа, по-разному сказывается на их форме и содержании. Рассматривая под этим углом зрения правовые акты федеральных органов исполнительной власти, каждый из которых осуществляет управление в своей специфической области, можно выявить и специфику этих актов.
Особенности правовых актов органов ФСБ предопределяются тем, что в соответствии с федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской федерации" это ведомство имеет сложную компетенцию. Оно одновременно выполняет функции и специальной службы, и правоохранительного органа, и органа государственного управления. В связи с этим предметом регулирования правовых актов являются многочисленные общественные отношения, возникающие у органов ФСБ в перечисленных выше сферах их деятельности.
Правовые акты определяют задачи, структуру, условия и пределы ведения оперативной деятельности, порядок и условия применения оперативных сил и средств, устанавливают права, обязанности и структуру отдельных подразделений и должностных лиц органов ФСБ. Правовыми актами регулируются вопросы оперативно-боевой подготовки, хранения и использования вооружения, техники и иного военного имущества. Именно на их основе устанавливаются конкретные правоотношения военнослужащих и гражданского персонала органов ФСБ, решаются вопросы их зачисления на военную службу (приема на работу), перемещения по службе, присвоения воинских званий, предоставления соответствующих льгот, увольнения и т.д.
Определенное значение имеют правовые акты и в реализации правоохранительной функции органов ФСБ, в проведении профилактической работы и в организации совместной деятельности с другими федеральными органами исполнительной власти. Все это налагает свой отпечаток как на круг адресатов управленческих предписаний, так и на форму и содержание подобных правовых актов.
В соответствии с законом деятельность органов ФСБ строится на сочетании принципов гласности и конспирации, что неизбежно сказывается и на издаваемых в системе органов ФСБ правовых актах. Соблюдение принципов конспирации в данном случае заключается в том, что в зависимости от характера вопросов, регулируемых правовыми актами органов госбезопасности, определенная часть из них содержит государственную либо служебную тайну и издается с ограничительными грифами, в силу чего с их содержанием ознакомляется строго определенный круг сотрудников и только в части, их касающейся.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.