Экспресс-анализ финансово-хозяйственной деятельности строительной организации, страница 4

Факторы, влияющие на величину прибыли на вложенный капитал могут быть проиллюстрированы с помощью различных соотношений (коэффициентов). Используя финансовую отчет­ность (см. нрил. 1-3), выполним для наглядности диаграмму (см. прил. 5) и составим свод необходимых соотношений.

Чтобы определить, насколько эффективно используется ка­питал, воспользуемся нижней частью диаграммы (см. прил. 5), которая показывает основные компоненты капитала рассматри­ваемой СО.

Данный анализ начнем с рассмотрения величины оборотного

капитала (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Показатель

Денежные единицы

Проценты

Оборотный капитал

6000

100

В том числе:            ^

денежные средства

450

7,5

ценные бумаги

850

14,5

счета дебиторов

2000

33

Продолжение табл. 4.3

Показатель

Денежные единицы

Проценты

товароматериальные запасы

2700

45

Из табл. 4.3 видно: абсолютно ликвидная, наиболее ценная, часть оборотных средств — денежные средства и ценные бума­га — составляет не более одной четвертой части (22%). Третью часть представляет дебиторская задолженность, по сути это средства предприятия, которыми пользуются контрагенты и поэтому дебиторскую задолженность желательно иметь как можно меньше. В оборотном капитале этот фактор оценивается также количеством дней погашения дебиторской задолженности.

Товарно-материальные запасы составляют 45% оборотных средств. Оптимальная величина запасов зависит от времени го­да, вида деятельности и отрасли. Один из способов оценки уровня запасов заключается в сравнении запасов с себестоимо­стью продукции или выручкой, в результате чего можно опре­делить оборачиваемость товарных запасов.

Стратегия подрядной организации должна заключаться в том, чтобы избегать омертвления оборотного капитала в виде неоправданных товаро-материальных запасов и неконтролируе­мой дебиторской задолженности, иметь в разумном наличии денежные средства и ценные бумага, интенсивно использовать оборотные средства. С этой точки зрения, уменьшив сумму де­биторской задолженности и товаро-материальных запасов, предприятие имеет возможность уменьшить общую величину оборотного капитала, а значит, увеличить основной показатель хозяйственной деятельности — прибыль на капитал.

4.2.2. Анализ экономической эффективности и деловой активности

Экономическая эффективность оценивается соизмерением полученного эффекта от предпринимательской деятельности с затратами или ресурсами.

Показателей экономической эффективности (рентабельности, доходности) много. В качестве эффекта, полученного предприяти­ем в процессе своей хозяйственно-финансовой деятельности, мо­жет быть рассмотрена прибыль от реализации, балансовая при-


быль, чистая прибыль (табл. 4.4). В роли затрат (ресурсов) строи­тельной организации выступают собственный капитал и сумма всех активов, т. е. можно рассчитывать рентабельность собствен­ного и авансированного капитала.

Фактор, определяющий эффективную деятельность СО, — ее деловая активность, под которой понимается ее деятельность в области управления финансами: оценка эффективности использо­вания капитала, формирование его оптимальной структуры. Каче­ственно деловая активность оценивается такими критериями, как широта строительного рынка, т. е. возможность получения зака­зов, возможность сбыта продукции, производимой организацией, наличие экспортной продукции, репутация предприятия в деловых кругах. Количественно же оценка деловой активности предпри­ятия предполагает изучение таких показателей, как степень вы­полнения бизнес-плана но основным показателям деятельности и темпы роста этих показателей, а также уровень эффективности использования ресурсов, которыми располагает это предприятие. Данные такого анализа сведены в табл. 4.4-4.8.

Продолжение табл. 4.4

Показатель

Объяснение

Значения

Отношение 1993 г. к 1992 г.,%

1993 г.

1992 г.

Общая величина

Разница

Уровень ба­лансовой при­были

Балансовая при­быль/Выручка

13

12

108

8

Уровень нало­гооблагаемой прибыли

Налогооблагаемая прибыль/Выручка

12

11

109

9

Уровень чис­той прибыли

Чистая прибыль/Вы­ручка

9

8

113

13

Из табл. 4.4. следует: все виды прибыли увеличились, в том числе заметно возросла чистая прибыль (20%) и прибыль на акцию (21%); поднялся также уровень всех видов прибыли. Особенно увеличилась в выручке доля чистой прибыли (13%).

4.2.4. Анализ рентабельности

Таблица 4.5