Факторы, влияющие на величину прибыли на вложенный капитал могут быть проиллюстрированы с помощью различных соотношений (коэффициентов). Используя финансовую отчетность (см. нрил. 1-3), выполним для наглядности диаграмму (см. прил. 5) и составим свод необходимых соотношений.
Чтобы определить, насколько эффективно используется капитал, воспользуемся нижней частью диаграммы (см. прил. 5), которая показывает основные компоненты капитала рассматриваемой СО.
Данный анализ начнем с рассмотрения величины оборотного
капитала (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Показатель |
Денежные единицы |
Проценты |
Оборотный капитал |
6000 |
100 |
В том числе: ^ |
||
денежные средства |
450 |
7,5 |
ценные бумаги |
850 |
14,5 |
счета дебиторов |
2000 |
33 |
Продолжение табл. 4.3
Показатель |
Денежные единицы |
Проценты |
товароматериальные запасы |
2700 |
45 |
Из табл. 4.3 видно: абсолютно ликвидная, наиболее ценная, часть оборотных средств — денежные средства и ценные бумага — составляет не более одной четвертой части (22%). Третью часть представляет дебиторская задолженность, по сути это средства предприятия, которыми пользуются контрагенты и поэтому дебиторскую задолженность желательно иметь как можно меньше. В оборотном капитале этот фактор оценивается также количеством дней погашения дебиторской задолженности.
Товарно-материальные запасы составляют 45% оборотных средств. Оптимальная величина запасов зависит от времени года, вида деятельности и отрасли. Один из способов оценки уровня запасов заключается в сравнении запасов с себестоимостью продукции или выручкой, в результате чего можно определить оборачиваемость товарных запасов.
Стратегия подрядной организации должна заключаться в том, чтобы избегать омертвления оборотного капитала в виде неоправданных товаро-материальных запасов и неконтролируемой дебиторской задолженности, иметь в разумном наличии денежные средства и ценные бумага, интенсивно использовать оборотные средства. С этой точки зрения, уменьшив сумму дебиторской задолженности и товаро-материальных запасов, предприятие имеет возможность уменьшить общую величину оборотного капитала, а значит, увеличить основной показатель хозяйственной деятельности — прибыль на капитал.
4.2.2. Анализ экономической эффективности и деловой активности
Экономическая эффективность оценивается соизмерением полученного эффекта от предпринимательской деятельности с затратами или ресурсами.
Показателей экономической эффективности (рентабельности, доходности) много. В качестве эффекта, полученного предприятием в процессе своей хозяйственно-финансовой деятельности, может быть рассмотрена прибыль от реализации, балансовая при-
быль, чистая прибыль (табл. 4.4). В роли затрат (ресурсов) строительной организации выступают собственный капитал и сумма всех активов, т. е. можно рассчитывать рентабельность собственного и авансированного капитала.
Фактор, определяющий эффективную деятельность СО, — ее деловая активность, под которой понимается ее деятельность в области управления финансами: оценка эффективности использования капитала, формирование его оптимальной структуры. Качественно деловая активность оценивается такими критериями, как широта строительного рынка, т. е. возможность получения заказов, возможность сбыта продукции, производимой организацией, наличие экспортной продукции, репутация предприятия в деловых кругах. Количественно же оценка деловой активности предприятия предполагает изучение таких показателей, как степень выполнения бизнес-плана но основным показателям деятельности и темпы роста этих показателей, а также уровень эффективности использования ресурсов, которыми располагает это предприятие. Данные такого анализа сведены в табл. 4.4-4.8.
Продолжение табл. 4.4
Показатель |
Объяснение |
Значения |
Отношение 1993 г. к 1992 г.,% |
||
1993 г. |
1992 г. |
Общая величина |
Разница |
||
Уровень балансовой прибыли |
Балансовая прибыль/Выручка |
13 |
12 |
108 |
8 |
Уровень налогооблагаемой прибыли |
Налогооблагаемая прибыль/Выручка |
12 |
11 |
109 |
9 |
Уровень чистой прибыли |
Чистая прибыль/Выручка |
9 |
8 |
113 |
13 |
Из табл. 4.4. следует: все виды прибыли увеличились, в том числе заметно возросла чистая прибыль (20%) и прибыль на акцию (21%); поднялся также уровень всех видов прибыли. Особенно увеличилась в выручке доля чистой прибыли (13%).
4.2.4. Анализ рентабельности
Таблица 4.5
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.