Подставив выражение в уравнения (7) и (8), получим однородную систему уравнений с соответствующими начальными и конечными условиями, решая которую находим оптимальные траектории движения системы и .
Выразив через и , находим оптимальное программное управление . Если исключить время из , и , то можно найти (оптимальное управление с обратной связью).
Однако следует иметь в виду, что наша задача является, так называемой, двухточечной краевой задачей, т.к. значения задаются в моменты времени t0 и tk. Если аналитическое решение системы уравнений (7)-(9) встречает трудности (а на практике это повсеместно), то необходимо использовать численные методы решения дифференциальных уравнений. Для оценки итеративной процедуры выбора целесообразно ввести некоторый функционал оценки близости, например:
. |
(10) |
Практическое занятие 2
Уравнение Эйлера и его применение для решения задач
оптимального управления
Для нахождения функции U(t), доставляющей экстремум функционалу
, |
(11) |
уравнение Эйлера имеет вид
, |
(12) |
где , .
В большинстве технических приложений вариационного исчисления функции, доставляющие экстремум функционалу, подчинены некоторым дополнительным условиям (уравнениям связи).
Для задач управления – это уравнения управляемого объекта вида
. |
(13) |
Для решения вариационных задач в этом случае используют метод неопределенных множителей Лагранжа, суть которого состоит в том, что уравнения Эйлера составляют для вспомогательной скалярной функции, называемой гамильтонианом:
, |
(14) |
где – множители Лагранжа.
Функция U(t) и множители , …, находят из системы (n+1) уравнений: уравнение Эйлера для функции (14) и n уравнений (13) математической модели объекта. Сформулированную задачу на условный экстремум называют общей задачей Лагранжа.
Рассмотрим пример применения уравнений Эйлера для решения задач оптимального управления.
Пример: управление двигателем постоянного тока. Допустим, что имеется возможность управления током якоря двигателя постоянного тока с независимым возбуждением (рис. 1). Примем, что магнитный поток Ф неизменен. В этом случае угол поворота a двигателя связан с током через дифференциальное уравнение равновесия моментов на валу
, |
(15) |
где i – ток якоря – управляющее воздействие; c – коэффициент; Ф – магнитный
поток; J – момент инерции якоря и нагрузки,
приведённый к валу двигателя;
Mc – момент сопротивления; a – угол поворота вала двигателя –
управляемая координата; t
– реальное время.
Рис. 1. Двигатель постоянного тока |
Для простоты дальнейших выкладок примем, что моментом сопротивления можно пренебречь, т.е. Mc = 0. Кроме того, вместо реального времени t введём относительное время . В этом случае уравнение (15) примет вид
. |
(16) |
Учитывая принятые обозначения: У – управляемая координата, а U – управляющее воздействие, введём замену i = Uи a = Y. С учётом такой замены окончательно запишем уравнение управляемого объекта
. |
(17) |
Рассмотрим задачу об оптимальном управлении электропривода при минимальных затратах энергии. Функционал (критерий оптимальности) определяется выражением:
. |
(18) |
Уравнение объекта имеет вид
, |
граничные условия по скорости нулевые
(19) |
и задана величина отрабатываемого угла
. |
(20) |
Если ввести обозначения
то, (17)-(19) можно переписать
, |
(21) |
|
, |
(22) |
|
, |
(23) |
|
. |
(24) |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.