Философские концепции личности
Разные философские течения выделяют разные стороны этой проблемы. Первоначально слово личность (от лат. persona) обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (рус. «личина»). У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции (личность отца, личность царя). В настоящее время под личностью мы подразумеваем человека, который возлагает социальную роль на себя как миссию и несет ответственность за свои поступки.
Хотелось бы также предостеречь от восприятия таких понятий как «индивид», «индивидуальность», «личность» как синонимов. Индивид – это единичный представитель некоего целого – биологического или социального; индивидуальность – совокупность черт, которые отличают данного индивида от всех других. Личность (согласно Большой Советской Энциклопедии) обозначает человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания.
Древнегреческие боги воплощали вовсе не индивидуальность, а определенные религиозно-эстетические силы и ценности — красоту, молодость, здоровье, силу, движение, за которыми не стояло ничего другого.
Затем появляются уже известные нам философы, размышляющие над данной темой.
Платон в «Законах» пишет: «Каждый из нас – это единое целое, вместе с тем каждый из нас имеет в себе двух противоположных и неразумных советчиков: удовольствие и страдание. Если люди просто «чудесные куклы богов», то «внутреннее наше состояние точно нити тянут и влекут нас, каждая в свою сторону, увлекают нас к противоположным действиям, что и служит разграничением добродетели и порока».
Платон подчеркивает несостоятельность индивида, его безусловную зависимость от полиса.
Аристотель также ставит социум выше индивида: если какой-то индивид «в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, — либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек».
Сократ не только считал само собой разумеющимся, что он отличается чем-то от большинства людей, но он активно отстаивал свои убеждения, вплоть до готовности умереть за них. Читаем мы с “Апологии Сократа”: «Я вам предан, афиняне, и люблю вас, но слушаться буду скорее Бога, чем вас. И пока я дышу и остаюсь в силах, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас». Именно так заявил Сократ в свое защитительной речи на суде, проявив тем самым личное достоинство.
Средневековая культура
Нет проблемы личности, т.к. есть церковь. Дробя социальную личность на индивидов(т.к. христианство — это религия моего спасения), получаем религиозную волю, личность.
Регламентировано было не только положение индивида в обществе, но и мельчайшие детали его поведения. Каждый человек занимает отведенное ему место и должен соответственно поступать. Дворянин всегда оставался дворянином, а ремесленник - ремесленником. И здесь мало места для инициативы и нестандартности. Каждому сословию соответствовала своя система добродетелей, и индивид должен был знать свое место. Слово персона в церковном праве фигурирует как синоним отдельного человека, обладающего неизменностью и разумом, без чего невозможна ответственность за грехи, и только.
Эпоха Возрождения
И только в эпоху Возрождения начинает проявляться индивидуальность
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.