Философия Средневековья: общая характеристика

Страницы работы

Фрагмент текста работы

возм-ти загробного спасения души, проблемы су­щ-ния зла в мире. Прослеживается влияние учения Платона.

§ XI-XVвв. схоластика. {Ниже про нее, в основном}

Проблемы гносеологииТ.к. Бог - сверхбытие, его невозможно познать обычным путем => осн. ин­струменты познания - вера как особая способность души человека и божественное откровение.

В IV в. более прозорливые теологи, в частности Августин Блаженный (345 - 430), выдвинули идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось все-таки за Откровением, а разуму отводилась подчиненная роль =>Ф - лишь элемент теологии. Формула Августина «верю, чтобы пони­мать» стала эмблемой начинающей утверждаться примерно с конца XII в. Рационалист. тенденции в СФ. Ее приверженцы, Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810 - 877), Пьер Абеляр (1079 - 1142), поднимали на достаточ­ную высоту роль разума, открыто критиковали противоречия в рассуждениях «отцов Церкви».

Впоследствии Фомой Аквинским (1225 - 1274) была пред­принята попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект не должны противо­речить др. др., ибо исходят из одной и той же основы – Божест. Разума как первоисточника высших истин.

Теория «двух истин»: вера и ра­зум - две независимые области, различия между которыми не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского (ок. 1240 - 1281), Уильяма Оккама (ок. 1300 - ок. 1350), разграничение веры и разума является фактически требовани­ем эмансипации Ф, освобождения ее из-под контро­ля религии.

Немало споров велось также о сте­пени познаваемости сотворенного мира => Борьба реализма (от лат. realis - действительный) и номинализма (от лат. nomen - имя). Эти фил. на­правления по-разному решали вопрос о соотношении единич­ных вещей и общих понятий, отражающих их сущность,  «универсалий».

В Х - XII вв. большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский. Крайние реалисты придержи­вались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что есть общее (т. е. Идеи), существующее до единичных вещей и вне их. До сотворения мира эти «универсалии» находятся в Божественном Разуме. Природа же - после­довательность ступеней проявления Бога, который по «универсалиям», как по образцам, творит мир. Первоначальным, подлинным бытием обладает не реальный мир, а мир общих понятий, идей. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелев­ского учения об общих родах, согласно которому общее реаль­но существует, но обязательно в самих вещах и явлениях и ни в коем случае не вне их.

Противоположное решение этой проблемы предлагали но­миналисты - Росцеллин (ок. 1050 - 1210), Дунс Скотт (ок. 1265 - 1308), Уильям Оккам (ок. 1300 - ок. 1350), не допускав­шие реального сущ-я «универсалий», утверждавшие, что общее существует лишь после вещей. Умеренные номиналисты рассматривали общие понятия не как самостоя­тельные вещи, а только как мысли, понятия, слова, имена, создаваемые нашим умом в результате абстрагирования при­знаков, общих для тех или иных предметов или явлений; общее - продукт ума, имеющий однако основание в самих вещах.

Крайние номиналисты вообще объявили общие понятия условными знаками, иллю­зией, не существующей даже в чел. сознании. Номиналисты утв., что и в Божест. Разуме изначально нет каких-л. общих понятий. Они появ-ся там уже после сотворения мира в результате акта Божест. Воли => ориентация номиналистов на эмпирический мир, на опыт, огромный интерес к про­блемам познания природы => впервые 1) четко поставили проблему объек­та и субъекта познания; 2) выделили раз­лич. уровни познания - эмпирический и теоретический; 3) стали рассм. по­знание как процесс, а не как онтологическую реальность.

Доказательства бытия Бога(Если Бога нельзя познать, то как доказать

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
58 Kb
Скачали:
0