возм-ти загробного спасения души, проблемы сущ-ния зла в мире. Прослеживается влияние учения Платона.
§ XI-XVвв. схоластика. {Ниже про нее, в основном}
Проблемы гносеологииТ.к. Бог - сверхбытие, его невозможно познать обычным путем => осн. инструменты познания - вера как особая способность души человека и божественное откровение.
В IV в. более прозорливые теологи, в частности Августин Блаженный (345 - 430), выдвинули идею о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение оставалось все-таки за Откровением, а разуму отводилась подчиненная роль =>Ф - лишь элемент теологии. Формула Августина «верю, чтобы понимать» стала эмблемой начинающей утверждаться примерно с конца XII в. Рационалист. тенденции в СФ. Ее приверженцы, Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810 - 877), Пьер Абеляр (1079 - 1142), поднимали на достаточную высоту роль разума, открыто критиковали противоречия в рассуждениях «отцов Церкви».
Впоследствии Фомой Аквинским (1225 - 1274) была предпринята попытка примирить оба взгляда на проблему связи разума и веры. Выдвинутая им идея их гармонии предполагала, что вера не только не противоречит разуму, но помогает в его познавательной деятельности. Откровение и интеллект не должны противоречить др. др., ибо исходят из одной и той же основы – Божест. Разума как первоисточника высших истин.
Теория «двух истин»: вера и разум - две независимые области, различия между которыми не могут быть преодолены. Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского (ок. 1240 - 1281), Уильяма Оккама (ок. 1300 - ок. 1350), разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации Ф, освобождения ее из-под контроля религии.
Немало споров велось также о степени познаваемости сотворенного мира => Борьба реализма (от лат. realis - действительный) и номинализма (от лат. nomen - имя). Эти фил. направления по-разному решали вопрос о соотношении единичных вещей и общих понятий, отражающих их сущность, «универсалий».
В Х - XII вв. большинство схоластов были «реалистами» - Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109), Фома Аквинский. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях, суть которого сводилась к тому, что есть общее (т. е. Идеи), существующее до единичных вещей и вне их. До сотворения мира эти «универсалии» находятся в Божественном Разуме. Природа же - последовательность ступеней проявления Бога, который по «универсалиям», как по образцам, творит мир. Первоначальным, подлинным бытием обладает не реальный мир, а мир общих понятий, идей. Сторонники умеренного реализма исходили из аристотелевского учения об общих родах, согласно которому общее реально существует, но обязательно в самих вещах и явлениях и ни в коем случае не вне их.
Противоположное решение этой проблемы предлагали номиналисты - Росцеллин (ок. 1050 - 1210), Дунс Скотт (ок. 1265 - 1308), Уильям Оккам (ок. 1300 - ок. 1350), не допускавшие реального сущ-я «универсалий», утверждавшие, что общее существует лишь после вещей. Умеренные номиналисты рассматривали общие понятия не как самостоятельные вещи, а только как мысли, понятия, слова, имена, создаваемые нашим умом в результате абстрагирования признаков, общих для тех или иных предметов или явлений; общее - продукт ума, имеющий однако основание в самих вещах.
Крайние номиналисты вообще объявили общие понятия условными знаками, иллюзией, не существующей даже в чел. сознании. Номиналисты утв., что и в Божест. Разуме изначально нет каких-л. общих понятий. Они появ-ся там уже после сотворения мира в результате акта Божест. Воли => ориентация номиналистов на эмпирический мир, на опыт, огромный интерес к проблемам познания природы => впервые 1) четко поставили проблему объекта и субъекта познания; 2) выделили различ. уровни познания - эмпирический и теоретический; 3) стали рассм. познание как процесс, а не как онтологическую реальность.
Доказательства бытия Бога(Если Бога нельзя познать, то как доказать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.