Философия культуры: проблемы, определения, структура, модели

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

39. Философия культуры: проблемы, определения, структура, модели.

Понятие философии культуры появилось в 20 веке.

Изначально термин «культура» означал обработанная земля. Цицерон использовал этот термин немного в другом значении, который привел к широкому использованию этого термина. Позже Жан Жак Руссо задумался над значением термина. Постепенно «культура» обогатилась сотермином «цивилизация». В 19 веке Тейлор решил дать определение слову «культура»:

Культура – это деятельность человека во всех ее проявлениях. Цивилизация – это этап культуры. Природа – то, где деятельности человека еще не было – противопоставляется культуре.

Методы культуры:

1.  структурно-функциональный;

2.  синхронический;

3.  компоративный и др.

Существует довольно много различных моделей культуры.

1. Монокультура – предполагает, что человечество едино, культура стадиальна.

 


2. Мультикультурная модель возникает в последнее десятилетие 19 века.

 


Страхов считал, что существует 10 развитых типов культуры и 2 недоразвившиеся (их развитие было прервано: это перуанская культура и майя).

Русский философ Данилевский считал, что существует ряд культурно-исторических типов. Они не влияют друг на друга, каждая имеет что-то свое в основании. Так православно-славянская культура – четырехосновная. Многонациональность в ее основании – это большой плюс к развитию.

Сравнивать подобные культуры нельзя – они просто разные.

Собственно модель появилась в книге Освальда Шпендлера «Закат Европы», выпущенной в 1918 году. Книга сразу стала популярной, так как в то время закончилась первая мировая война, и вся Европа находилась в упадке.

Чуть позже Торренби дополняет мультикультуры – он перечисляет около 40 культур.

3. Би-культурная модель. В ней противопоставляются друг другу культура Востока и культура Запада.

4. Трехкультурная модель. В ней Россия противопоставляется Европе и Азии.

Россия не сводится к Европе – считали сторонники этой модели. Магнитский утверждает, что «татары благотворно повлияли на Русь».

В 1921 году в Софии вышла книга русских эмигрантов «Исход к Востоку». Ее авторы (Николай Сергеевич Трубецкой – лингвист-этнограф; Петр Николаевич Савицкий; Петр Петрович Сувчинский – владел русско-болгарским книжным издательством и другие авторы) звали себя евразийцами.

Евразия, говорили они, состоит из трех равнин – восточно-европейская, западно-сибирская и туранская; с севера и востока она омывается океанами; с юга – ограничена горами: Памир, Алтай и др.

«Русские – это органический сплав финноугров, татаромонгол и славян». «Языки разных семейных групп на этой территории звучат одинаково». Евразийцы декларируют толерантность к различным религиям.

К 30-ым годам движение Евразийства занимает множество молодых эмигрантов. Это было принципиально новое движение, наряду с фашизмом и большевизмом. Однако со временем оно выродилось. Карсавин, считавший себя евразийцем и издававший журнал «Евразия», в котором восхвалял Ленина, Сталина и большевиков, тем самым развалил это движение.

5. Квадрикультурная модель. Возникла в середине 20 века. В ней противопоставляются Север, Юг, Запад и Восток. В рамках этой модели исследуются глобальные мировые проблемы.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Философия
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
33 Kb
Скачали:
0