Концепция «конкурирования на острие» как инструмент взаимодействия организации с внешней средой

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Новосибирский государственный университет

Эссе.

Концепция «Конкурирования на острие» как

инструмент взаимодействия организации с внешней средой

Выполнила: Исакова А.В.,

студентка гр.13719

Проверила: Алябина Е.В., MBA

Новосибирск

 2013

Сейчас все чаще мы слышим о бесконечных войнах между компаниями, о том, что они пытаются отвоевать себе «место под солнцем». Каждая из конкурирующих компаний пытается отхватить свой кусок на мировом рынке в той или иной отрасли. В этот процесс включено множество функций, нацеленных на один и тот же положительный результат.

Одной из основных функций в арсенале менеджера является стратегическое планирование. Оно во многом определяет эффективность развития организации. От того, насколько правильно поставлены цели и насколько успешно они достигнуты, зависит результат трудов всех сотрудников компании. Стратегическое планирование – это альфа для всего процесса управления. Без правильно заданной траектории просто непонятно куда надо двигаться и к чему стремиться.

А правильно заданная стратегия подготовит будущее для компании и приведет ее к успеху. Важно при разработке стратегических действий не забывать ни об одном элементе процесса управления, т.к. правильное решение обязательно связывает их, создавая целостную картину того как и куда всем вместе двигаться.

В условиях жесткой конкуренции необходимо не только правильно формировать цели и расставлять приоритеты между ними,  а также делать это быстрее своих рыночных соперников. Ведь внешняя среда характеризуется высокой степенью динамичности и поймать тот самый момент, осознать в чем можно быть конкурентоспособнее, выявить преимущество бывает гораздо сложнее чем кажется. Все эти быстроизменяющиеся, изменчивые условия внешней среды повышают значимость стратегического планирования. И здесь на помощь приходят инновации. Появление нового продукта или открытие нового рыночного сегмента позволяет обогнать конкурентов быстро и надежно. Естественно, пока они не сделают свой ход.

Но в целом стратегия инновационных предприятий должна позволять получать преимущества как раз от меняющихся условий среды. В среде всегда возникает что-то, что можно с умом использовать и обернуть в свою сторону (это может быть изменение в законодательстве, политика правительства, технологические новшества, изменения в предпочтениях потребителей и прочие). Но традиционные методы управления порой в таких условиях неэффективны и тогда на помощь приходят новые подходы к стратегическому управлению. Одним из таких подходов является стратегия «конкурирования на острие».

Концепция «конкурирования на острие» была создана специально для осуществления управления в инновационных компаниях. Она предполагает скорее не взаимодействие со внешней средой, а предсказание этого взаимодействия, а точнее предсказание возможных событий, ситуаций во внешней среде, которые могут повлиять на деятельность организации, и на которые надо уметь правильно реагировать. Она нацелена преимущественно не на события, а на реакцию на эти события (опять же изменения во внешней среде, действия конкурентов и т.д.). И главная цель – выявление правильного поведения в этих условиях. Т.е. она отвечает на вопрос: «Что нам делать, когда случится это, какие шаги нам предпринимать?»

Смысл «острия» в данном случае заключается в непредсказуемости стратегического развития. Ведь наверняка быть уверенным в будущем нельзя или попросту невозможно. Это такая материя, которая пока неподвластна человеку. И даже если мы с определенной степенью вероятности предугадываем тенденцию в экономике, политике, культуре, социальных отношениях, технологиях, научных разработках или еще в какой-либо сфере, то сказать что-то про конкретное событие (произойдет оно или нет) мы все равно точно не можем. Мы по сути задаем вектор, но не пошаговое движение. Я думаю ,это можно проиллюстрировать так:

Мы как бы создаем путь «красной волнистой стрелки», а на практике обычно получаем пошаговый путь «синих прямых стрелок».

Причем немаловажным фактом является выявление не одного события, а цепочки или скорее волны событий, которые постоянно меняются, идут сплошным потоком. Все из-за того, что будущее инновационных компаний слишком нестабильно и надо острее реагировать на происходящее вокруг. Будущее активно осмысливается такими компаниями,  и затем предпринимаются действия в настоящем – действия по правильному использованию возможностей для достижения успеха. Но опять же это лишь предсказание. На практике не все действия могут привести к положительному результату. Эта модель как и все не лишена возможности допущения ошибок.

Основными моментами, на которые стоит обратить внимание при разработке стратегии «конкурирования на острие» является следующее:

·  Соответствие организации внешним условиям, чтобы в любой момент, при любой неожиданности организация могла адаптироваться. В противном случае координация может быть затруднена и, столкнувшись с непредвиденной ситуацией, фирма не сможет справиться с проблемами. Несмотря на первый взгляд, организации – очень хрупкие создания и некоторые неверные действия могут разрушить их.

·  Соответствие времени. Каждое действие создается как реакция на определенные события в определенное время, и в другой момент времени оно может быть абсолютно неэффективным. А слишком быстрый поток изменений и информации заставляет принимать много решений, чтобы находить именно то самое, подходящее. (Оказаться так сказать в нужное время с нужным решением).  Т.е. время задает темп деятельности инновационного предприятия.

·  Важно также соблюдать баланс времени, т.е. одинаково помнить и осознавать важность прошлого, настоящего и будущего. Нужно помнить о прошлом опыте, учитывать тенденции будущего и предпринимать верные решения в настоящем – наверное, это ключ к успеху в стратегическом планировании.

В целом эта стратегия помогает поддерживать баланс. Она помогает фирме адаптироваться ко внешним условиям и через это достигать цели. При этом каждый раз делая это по-новому. В этом прелесть разнообразия. Сколько событий – столько и ответных реакций на них.

Мне кажется, эту стратегию можно сравнить со змеей, которая на пути к цели старается обогнуть препятствия или задушить помеху, и так добирается например, до своей жертвы. При этом все ее действия не предрешены, они возникают как реакция на появившееся препятствие (изменение во внешней среде). Она предпринимает действия по устранению проблемы и движется дальше.

Эффективность этой стратегии подтверждалась многими компаниями, когда они действительно верно анализировали происходящее вокруг и предпринимали правильное решение. Это можно увидеть на примере компаний компьютерной отрасли (Microsoft, Intel). Поэтому считаю, что применение на практике такой концепции необходимо, а также представляет собой интересный процесс анализа, предсказания, выявления и адаптации.

Похожие материалы

Информация о работе