Глава 1. Введение в современные проблемы менеджмента
1.1. Тенденции развития современного управления
Существенное развитие наука управления получила в послевоенные, то есть в 50–е годы. Развитие шло как бы в 2–х направлениях [1]. Первое базируется на школах научного управления и классической – это школа экономико-математических методов (ЭММ) в менеджменте или школа науки управления (management science), но не scientific management Ф. Тейлора.
Второе направление возникло на стыке управленческой социологии, психологии и исследований школы человеческих отношений – школа поведенческих наук.
Основой первого направления являются закономерности менеджмента, поддающиеся количественной оценке. Для школы поведенческой науки центральными являются качественные параметры, оцениваемые на базе социологических опросов, экспертных наблюдений. В течение 2–х десятилетий школы вели соперничество.
С развитием вычислительной техники школа науки управления получила дальнейшее развитие, оттесняя 2–ое направление. Возникла принципиально новая теория – математическое моделирование и планирование. Здесь большой вклад внесли Л. Канторович, Л. Лурье, В. Новожилов, В. Немчинов и другие. Стали развиваться и другие подходы к управлению: правовой, экономический и социально-психологический.
С начала 70–х годов набирает силу тенденция к комплексному, системному восприятию управленческой науки.
Наблюдается процесс интеграции различных подходов. Большой вклад в развитие отечественной науки в этот период внесли такие ученые как Л. Абалкин, А. Аганбегян, Н. Федоренко, С. Шаталин и другие. Именно системные исследования помогут справиться со сложностью и неоднозначностью современной обстановки в России.
В 70–80–е годы управленческое моделирование становится в США и Европе обязательной составляющей любой программы по менеджменту. Большинство ученых начинают рассматривать экономико–математическое моделирование и поведенческие исследования как единое целое.
Таким образом, за последние сто лет развитие управленческой науки прошло несколько этапов.
1. Школа научного менеджмента Ф. Тейлора появилась в связи с промышленной революцией и необходимостью серьезного изучения организации производственного процесса.
2. С ростом масштабов производства и усложнением процессов управления были обоснованы иерархические принципы управления организацией, формализованы процессы управления.
3. В конце 30–х годов прошлого века в период Великой депрессии появилась школа человеческих отношений.
4. В 50–60–е гг. возникают школы поведенческих наук.
5. Необходимость проведения крупномасштабных расчетов в период второй мировой войны обусловили появление экономико-математического моделирования. Возникает новая школа управления.
6. В 80–90–е гг. наблюдается синтез управленческой науки. Проблема усложняется под воздействием НТП, появляются информационные технологии управления, усложняется мотивация поведения человека, возникает новый термин – социо-технологическая теория.
1.2. Проблемы управления компанией в современных условиях
Под управлением понимается обеспечение взаимодействия сотрудников при решении задач внутри организации. Управление представляется процессом работы с организационными ресурсами для достижения целей [1].
Ресурсы: человеческие, материальные, денежные, капитал (оборудование и другие основные средства), информационные ресурсы.
Качество работы организации определяют, как правило, два критерия:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.