постоянных колебаний цен в рамках жизненного цикла товара, происходит перелив капитала из одной сферы в другую. Свертывается производство продукции, не пользующейся спросом, высвобождающиеся ресурсы направляются на увеличение производства необходимых рынку товаров и услуг. Использование возможностей балансирующей функции цены реально только при введении в действие всего потенциала современного маркетинга, включающего комплексный анализ рынка, прогноз рыночной конъюнктуры, формирование товарной и ценовой политики.
Балансирующая функция цены выступает основным фактором регулирования предложения товаров: она свидетельствует либо о необходимости сокращения производства (если спрос снизился), либо его роста (если спрос имеется). Уровень цен определяет уровень прибыли. Чем цены выше, тем быстрее растет предложение товаров. При неудовлетворительных ценах или тенденции к их снижению приходится переориентировать ресурсы, изменять технологии, объемы производства и реализации товаров.
По мере развития рыночных отношений и конкуренции роль перечисленных функций цены будет усиливаться и играть доминирующую роль при формировании цен на товары.
30МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Расчет цены по методу «средние издержки + прибыль» — самый простой способ ценообразования, предполагающий начисление определенной наценки на себестоимость товара. Размеры наценок варьируют в зависимости от вида товара (наиболее типичные наценки—на табачные изделия 20 %, одежду 40—50, на продукты питания 10—50 %). Величина наценки, как правило, равна норме прибыли, существующей в отрасли или оговоренной продавцом.
Расчет цены на основе обеспечения целевой прибыли. Цена устанавливается с учетом себестоимости единицы товара и необходимости получения планируемой прибыли на вложенный в производство и реализацию товара капитал, то есть оговаривается прибыль от реализации определенного количества товара, а не норма прибыли на единицу товара, как в предыдущем случае. Исходные данные при использовании этого метода следующие: планируемый объем реализации товара; себестоимость единицы товара;объем инвестиций в производство и реализацию товара; целевая прибыль на вложенный капитал.
Используя эти данные, цену товара можно рассчитать по формуле
где С – себестоимость товара; НП — норма прибыли; К — инвестируемый капитал; Q— объем продаж.
Расчет цены на основе анализа безубыточности. При данном методе цена устанавливается на основе так называемого графика безубыточности, который представляет собой графическое отображение возможных общих издержек, валового дохода и прибыли при различных объемах продаж.
Методы ценообразования на основе мнения покупателей. При ориентации на мнение покупателей опираются на чувствительность покупателей к цене, которую характеризует эластичность спроса. Более практичная основа установления цены по этому методу — с учетом ощущаемой ценности товара покупателем.
Метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Многие товаропроизводители при расчете цены исходят из потребительской ценности своих товаров. В качестве основного фактора ценообразования они избирают не издержки продавца, а покупательское восприятие. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара товаропроизводители используют в комплексах маркетинга неценовые приемы воздействия. Например, яблоки в сентябре и в декабре, безусловно, будут иметь разную цену, хотя затраты на хранение могут быть неадекватны росту цен. Ясно, что и сахарная свекла с различным содержанием сахара должна иметь разную цену. Чем выше процент сахара, тем больше продукции можно получить из сырья
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.