«Особенности трудовых конфликтах на современных российских предприятиях»
Прежде чем приступить к раскрытию заявленной темы, хотелось бы определить основные понятие и обозначить направление, в русле которого пойдут рассуждения. Некоторые исследователи выделяют следующие виды конфликтов, которые наиболее часто проявляются в организации [1]:
· между работодателями и служащими.
· между подразделениями крупных организаций.
· межличностные конфликты.
· межэтнические конфликты.
Основными субъектами трудовых конфликтов здесь являются работники и работодатели. Остальные конфликты уводят нас либо в область психологии, либо в область менеджмента, либо в этническую социологию. Здесь трудовой конфликт – противоречие между двумя социальными группами, работниками и работодателями, которые характеризуются общими социальными характеристиками, имеют схожие цели, интересы. Зачастую возникает противоречие в удовлетворении потребностей двух этих групп (оптимальный уровень заработной платы, условия труда, содержание социального пакета и т. д.), что приводит к необходимости заключения консенсуса и ведения конструктивного диалога в процессе работы.
Почему именно современные российские предприятия? Здесь мы не сравниваем Россию и Запад. Здесь мы не говорим о трудовых конфликтах в различных культурах азиатского и славянского типа. Здесь мы ставим акцент на особенности разрешения трудовых конфликтах, их причин и основных участников пореформенной России, где изменились вслед за экономической организацией и характер трудовых отношений, структура предприятий. В этом русле хотелось бы обратить внимание на значение профсоюзов, их функционировании, обращаясь к фактам недавних конфликтных ситуациях на современном российском предприятии «Форд Мотор Компани».
Итак, в данном эссе под заявленной темой будут вскрыты конфликты на современных российских предприятиях, в том числе транснациональных компаниях, которые получили большое распространение, оглашаемые от лица работников через систему профсоюзов, от лица же работодателей через систему менеджмента.
Сначала обозначим те важные характеристики профсоюзов, благодаря которым они являются важным элементом не только трудовых отношений, но экономики в целом. Во-первых, профсоюзы выступают «мощным фактором, интегрирующим персонал предприятия» [4]. Это выражается в традиции отмечать праздники, поздравлять работников с днем рождения, дарит новогодние подарки детям, ну а главное – отстаивать свои трудовые интересы. Во-вторых, профсоюзы это организация, занимающая посредническое место между менеджерами и работниками, благодаря которым возможна институционализация конфликта в обществе и на производстве. А это в свою очередь является тем составляющим, благодаря которому напряженность конфликта спадает. Однако значение профсоюзов как институциональных регуляторов – вот та особенность конфликтов, характерная лишь для пореформенной России, и особенно сейчас. Ведь с возникновением Советского государства профсоюзы начали проводить идеологию коммунистической партии, и до конца 1980-х годов практически были частью государственного управления. Знаменитый “треугольник” (партком, профком, начальство) — неизменный атрибут административной структуры на советском предприятии. Партия не только запрещала выводить требования рабочих о заработной плате, а вообще выражать недовольство работников. Ведь в русле советской идеологии недовольств и не было. Они вели пропагандистскую и воспитательную работу среди трудящихся, одобряли решения партии и правительства по хозяйственным и социальным вопросам. Таким образом, в советский период профсоюз был инструментом работодателей. [4, 5, 2].
Далее хочется немного сказать об истории развития профсоюзов в девяностые годы. Можно выделить два этапа. Первый, начало 1990-х — середина 1990-х годов, — потеря прежнего статуса в обществе (прежде всего политического, а также экономического влияния), кризис профсоюзного движения. Второй период, начавшийся во второй половине 1990-х годов, характеризуется критическим переосмыслением роли и функций профсоюзов в российском обществе. [4]. Данный этап продолжается и по сей день. Люди все больше начинают осознавать свою роль в функционировании целого предприятия, но в этой связи важны не только процессы индивидуализации, но и возникновение прежде утраченного корпоративного духа компании. Однако же следует уточнить, что нужно различать крупные транснациональные компании и развитие мелкого и среднего предпринимательства. Конфликты в мелком предпринимательстве чаще решаются на уровне индивидуальных договоренностей, а профсоюзные организации если там и существуют, то только как формальные образования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.