Особенности трудовых конфликтах на современных российских предприятиях, страница 2

Именно на примере транснациональных компаний можно рассматривать возрождение в России такой реальной экономической силы, как профсоюзы. С приходом этих корпораций в Россию модель трудовых отношений подверглась очень серьезным изменениям, в основе которых лежало стремление корпораций к повышению производительности труда и, как следствие, повышению качества продукции и увеличению прибыли. Манифестируя повышенное внимание к «человеческому капиталу», корпорации стремились внедрить такой тип отношений между работником и работодателем, который был бы основан на коллективной заинтересованности в повышении конкурентоспособности предприятия [2]. А реальность в отстаивании интересов можно проследить на недавнем разгоревшемся конфликте между профсоюзом компании «Форд Мотор Компани» и руководителями данного предприятия. Важно не только то, что силовыми методами (забастовка лишила предприятия несколько миллионных доходов) работники добились увеличения заработной платы на 30%, но и то, что теперь администрация данного предприятия обсуждает возможность создания коллективного договора, понимает важность уважительного отношения к работникам.  [3]. Теперь не только работодатели компании «ФМК», но как минимум работодатели всех машиностроительных предприятий, да и экономического сектора вообще, должны осознать, что мы наблюдаем в данный момент возрождение корпоративного духа, но не в плане интеграции досуга, а в плане защиты интересов, интересов не только материальных, а интересов социального уважения и справедливости. По-моему, это является важным фактом, т.к. удовлетворены требования работников, но и пересмотрено отношение к профсоюзу, как влиятельной организации.

Так же необходимо отметить, в русле данной темы, что на таких крупных компаниях проводится, чуть ли не воинственная идеологическая компания по борьбе с профсоюзами. Ведь предприниматели изначально видели в профсоюзном движении лишь врага, в лучшем случае требующего повышения зарплаты (что неминуемо ведет к увеличению издержек производства), а посему всячески препятствовали его становлению [5]. Осветим некоторые механизмы борьбы с профсоюзами. Во-первых, это стратегия силового давления на инициаторов создания свободных профсоюзов. Ведь ликвидируя лидеров, можно ликвидировать источник проблем, ликвидировать одного специалиста, хоть и хорошего (ведь незаменимых людей не бывает), будет безболезненнее, чем увольнять группу работников. В арсенал средств по борьбе с объединениями работников помимо увольнения входят дискредитация лидеров, дисциплинарные взыскания, препятствование налаживанию связей внутри коллектива. Можно сеять раздор внутри организации, нанимать специальных людей, тем самым дезорганизую всю систему профсоюза. Однако применение таких методов навряд ли законно, что затрудняет возможность исследования этой области. Также возможно давление на всю структуру профсоюза, например через лишение места сбора организации, досмотры внутренней охраны, принудительный выход из организации. В зависимости от  фантазии работодателей можно придумать еще массу способов борьбы с профсоюзами. Но пример «ФМК» нам показывает, что необходимо вступать в диалог с профсоюзами, и воспринимать профсоюзы как инструмент повышения производительности предприятия работниками и работодателями совместно.

Также необходимо поднять вопрос о том, что союза работодателей, особенно по отраслям экономике в России в данный момент не существует. А данная организация способствовала бы выработке стратегий по урегулированию конфликтов, обмену опытом между руководителями по проведению диалога с профсоюзами, и реализация составления коллективного договора для наиболее требовательных профсоюзов. Особенностью отсутствия данных союзов работодателей мы можем также охарактеризовать только «проснувшийся» из забытья период становления культурного и организованного разрешения трудовых конфликтов в свете становления нового характера трудовых отношений.

Важно отметить, что на «ФМК» все началось лишь с того, как наши российские товарищи обменялись опытом с бразильскими профсоюзами. Таким образом, ориентируясь на работу действительно сильных организаций профсоюзов можно лишь построить реальную организацию, а не формальное образование. Так и поступили российские работники. Остается надеяться, что российские работодатели будут благоразумны, и начнут перенимать опыт по конструктивному решению трудовых конфликтов. Однако не будем односторонне обвинять работодателей в воинствующем характере, и заметим, что и профсоюзом необходимо выработать более мягкие методы, чем бессрочная забастовка, которая идет в ущерб всему предприятию.

Итак, в данный исторический период мы наблюдаем период становления цивилизованного механизма урегулирования трудовых конфликтов в России. Образуется институциональная база, воспитывается адекватное понимание работников и работодателей. Будем надеяться, что на примере транснациональных компаний данная культура будет распространена на современные российские предприятия любого уровня.


Список литературы

1.Баринов В.А., Баринов Н.В. Организационный подход к управлению конфликтом в кризисной ситуации // Менеджмент в России и за рубежом.-1999.-№ 5.

2. Будрайтскис И. Корпоративные предприятия в России и возрождение профсоюзов [Обращение к документу: 24 марта]. Доступ через: <http://magazines.russ.ru/nz/2006/48/bu26.html>.

3. Денисова Д., Окунь М. Менеджер, ты меня уважаешь? // Эксперт. 19-25 февраля 2007. №7 (548).

4.Мазин А. Профсоюзы: прошлое, настоящее, будущее // Человек и труд. 2005. №7. [Обращение к документу: 24 марта]. Доступ через: < [Обращение к документу: 24 марта]. Доступ через: < http://www.chelt.ru/2005/7-05/mazin705.html>.

5. Петрова Л. Е. Как «умираю» профсоюзы. [Обращение к документу: 24 марта]. Доступ через: < http://www.hse.ru/journals/wrldross/vol01_3/petrov.htm>.

6. Трушков В. В. Современный рабочий класс в России в зеркале официальной статистике // Соц. иссл. 2002. № 2.