Радионавигация является отраслью радиотехники, без которой в настоящее время невозможна или малоэффективна человеческая деятельность в таких сферах, как военное дело (все виды вооруженных сил), воздушный транспорт, космонавтика, геодезия, морская геология и многих других. Для курсантов Государственной морской академии наиболее важно понимание роли и места радионавигации в морском судовождении.
1.1. Назначение судовых устройств радионавигационных систем (РНС)
Основными навигационными параметрами судна являются следующие.
1.
Координаты географические или
в одной из выбранных систем координат
типа декартовых и время
.
2. Параметры угловой ориентации судна: истинный курс (ИК) - угол между линией меридиана и линией, лежащей в диаметральной плоскости судна, угол крена, угол дифферента.
3. Путевая скорость ,
составляющими вектора которой
являются
,
,
.
Численное
значение путевой скорости судна при его движении в горизонтальной плоскости
равно
.
Путевой
угол (ПУ), равный ;
|
5. В настоящее время на кафедре «Радионавигационные приборы и системы» ведется начатая профессором Никитенко Ю. И. работа по нахождению методов для определения положения оси вращения судна при качке, его центра масс, динамических параметров.
1.2. Основные способы построения РНС, функции
устройств и элементов в радиоканалах РНС
Построение основных типов РНС, предназначаемых для определения указанных в 1.1 навигационных параметров судна, основано на использовании физических свойств радиоволн:
1. распространяться от излучающей антенны по кратчайшему расстоянию;
2. распространяться с известной скоростью.
Отметим, что у радиоволн (электромагнитных волн) имеется множество физических свойств, в том числе и распространяться не по кратчайшему расстоянию. Все свойства радиоволн при построении РНС учитываются и используются для наиболее полной реализации указанных выше, основных.
Структурная схема радиоканала, в которой показаны основные элементы, необходимые для реализации указанных свойств, приведена на рис. 1.1. Надписями показано назначение элементов РНС. Следует учитывать, что в радиосистемах могут функционировать несколько как передающих станций (антенн), так и приемных каналов (антенн).
Возможность реализации указанных свойств радиоволн для определения навигационных параметров судна посредством использования различных радиотехнических средств рассмотрим на примерах основных типов РНС.
1.3. Дальномерные РНС
1.3.1. Дальномерные РНС с бортовым хранителем времени
Установим в точке И1 (см. рис. 1.2) станцию, обеспечивающую излучение незатухающих электромагнитных волн (по установившейся терминологии излучающие станции в РНС называют передающими). Для этого на станции необходимо использовать (см. рис. 1.3 а):
- опорный генератор 1 - Гоп-1 (возбудитель) колебаний,
- усилитель 2 возбуждаемых колебаний,
- излучающую («передающую») антенну 3,
- колебательную систему 4 для согласования параметров усилителя с излучающей антенной.
Колебание, излучаемое антенной 3, представим в виде
, (1.1 )
где и
- соответственно амплитуда и
частота излучаемых колебаний,
- фаза излучаемых колебаний, указанная на
начальный момент времени, с которого будем рассматривать действие системы.
В приемной антенне 6 (рис. 1.3.б), установленной
в пункте П1 и удаленной от антенны 3 на расстояние , будет возбуждена Э.Д.С., которую
представим выражением:
, (1.2)
где
- амплитуда
ЭДС, возбуждаемой в приемной антенне 6,
- функция
ослабления принимаемого колебания,
- действующая
высота приемной антенны,
- соответственно
проводимость подстилающей поверхности, диэлектрическая и магнитная
проницаемости среды на участке распространения радиоволны.
- время
распространения радиоволн из точки 1 в точку П1 (временной сдвиг
в выражении (2) приведен со знаком «-», учитывающим запаздывание колебания
(2) относительно колебания (1) );
- скорость
распространения радиоволн на трассе между точками И1 и П1
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.