зависимости от сезона плавания, района плавания, пресности воды.
Букве “3” соответствует зимний надводный борт, получаемый увеличением летнего надводного борта на 1/48 летней осадки.
Букве “Т” соответствует тропический надводный борт, уменьшенный на 1/48 летней осадки (от летнего надводного борта).
Надводный борт судна в пресной воде отмеряется от буквы “П” и получается вычитанием из летнего надводного борта изменения осадки при переходе судна из морской воды
(р=1,025 т/м3 ) в пресную воду (р=1,0 т/м3 )
Надводный борт в тропиках в пресной воде “ПТ” получается вычитанием из надводного борта в тропиках “Т” изменения той же поправки на плотность воды.
Для контроля осадок в процессе погрузки или вы грузки судна на обоих бортах судна в носу и корме, а также на миделе, наносят марки осадки (рис.4), представляющие собой цифры, обозначающие расстояние в дециметрах от основной плоскости до нижней кромки этих цифр. Таким образом, марки осадки позволяют определить осадку носом, кормой и на миделе, при любой за грузке судна.
Рис.4
Остойчивость
Приведенные выше метацентрические формулы справедливы только при малых наклонениях. При больших углах крена они дают большие ошибки в определении l и MB , так как кривизна кривой центра величины является переменной.
Не вдаваясь в подробности отметим, что плечо статической остойчивости при больших углах крена разбивается на две составляющие:
Формула 2: l = lФ – lB
где lФ - плечо формы;
lB - плечо веса.
Разделение плеча статической остойчивости обусловлено тем, что плечи остойчивости формы могут быть заранее рассчитаны в функции водоизмещения и углов крена, а результаты расчётов представлены в виде соответствующих кривых, называемых пантокаренами (рис.5). Плечи остойчивости веса рассчитываются на судне в зависимости от состояния нагрузки судна:
Формула 3:
где Zg - аппликата центра тяжести судна при данной нагрузке;
ZC - аппликата центра величины судна при данном водоизмещении.
Рис.5. Пантокарены
Плечи статической остойчивости рассчитываются при крене 10, 20, 30,…, 90°. Для этого с пантокарен (рис.5) для известного водоизмещения ▼i снимаются плечи остойчивости формы lФ10, lФ20, lФ30 …lФ90. По формуле 3 для этих углов крена рассчитываются плечи веса lB10, lB20, lB30, …lB90. Плечи статической остойчивости l рассчитываются по формуле 2. Расчёт l представлен в таблице 2:
Таблица 2:
По результатам расчёта строится кривая зависимости плеч статической остойчивости от углов крена 1(θ). Эта кривая называется диаграммой статической остойчивости (ДСО), (рис.6) по которой производится оценка остойчивости в данном варианте загрузки, а так же решается целый ряд практических задач, связанных с остойчивостью судна.
Рис.6. Диаграмма статической остойчивости
На рисунке. 6. ДСО построена при наклонениях судна на левый и правый борт. Однако, так как судно симметрично относительно диаметральной плоскости, достаточно по строить диаграмму при наклонениях только правый борт.
Оценка остойчивости судна при данной нагрузке после построения ДСО производится в соответствии с требованиями Правил классификации и постройки морских судов морского Регистра Судоходства России.
В судовых условиях оценка остойчивости производится на основании Информации об остойчивости для капитана, которой снабжается каждое судно.
Непотопляемость
Непотопляемостью называется способность судна при нарушении
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.