02.09.2003
Основы производственного менеджмента
Основные понятия менеджмента
1. Понятия и процессы менеджмента
Менеджмент – управление и организация деятельности предприятия в условиях рыночной экономики. Любое предприятие это сложная динамичная система, включающая человека и средства производства, и функционирующая в сложной окружающей среде.
Окружающая среда постоянно взаимодействует с предприятием. Эффективное взаимодействие системы невозможно без обеспечения чёткого взаимодействия составляющих системы.
Решение этой задачи и есть управление на предприятии, это целенаправленное воздействие на все элементы системы, и в первую очередь – на трудовой коллектив.
Принципы менеджмента:
1. Производство осуществляется для удовлетворения потребностей общества и обеспечения благосостояния всех его членов.
2. Ориентация на человека: на максимальное использование его возможностей и недостатков.
3. Постановка простых и понятных достижимых задач и сплочение коллектива для их решения, широкое использование традиций своего общества.
4. Развитие потребностей и возможности их удовлетворения как для предприятий, так и для каждого члена их коллектива. Если заинтересованность и потребность человека не развиваются, то не будет заинтересованности в повышении заработной платы, не будет его потребности в высокопроизводительном труде.
5. Высокая индивидуальная ответственность за результаты работы.
6. Объективная оценка результатов деятельности.
7. Широкое использование достижений науки и техники.
Современное предприятие представляет собой сложный хозяйственный механизм.
Предприятие следует рассматривать, как сложную производственную систему, а не как случайное организационное объединение его подразделений (цехов, участков), а такое объединение, которое обладает новыми качественными отличиями у отдельных элементов.
На предприятии выделяют управляемую и управляющие системы, каждая из которых имеет свои функции. Управляемая система осуществляет производство во всём его многообразии, а управляющая – осуществляет управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.
Управляющая система является субъектом управления и представляет собой совокупность органов управления предприятия:
1. Линейное управление (директор, заместители, начальники цехов, служб, сменные мастера).
2. Функциональное управление (функциональные отделы и службы отделов и цехов).
Управляемая система является объектом управления и представляет собой ряд взаимодействующих производственных подразделений цеха, участки, службы. Управляющая и управляемые системы находятся в тесной количественной и качественной взаимосвязи и зависимости. Количественные связи выражаются в тем, что чем больше будет управляющая система, тем больше будет и управляемая (однако здесь нет прямой пропорции); качественные связи: чем выше уровень организации системы, тем меньше управляющая система.
Обе системы связаны посредством информации.
2. Функции менеджмента
С развитием производства и рассмотрением элементарных связей, содержание управляющего труда становится всё более сложным. При этом происходит всё большее разделение труда между работниками управления по функциям управления.
Функции управления – это особые виды управляющего труда, представляющие собой те или иные направления воздействия на объекты управления (цеха, службы).
Функции управления: прогнозирование, планирование, организация, регулирование, контроль и учёт.
Прогнозирование: выработка долгосрочной цели – определение потребностей, которые предприятие будет удовлетворять, определение направлений развития деятельности предприятия; определение размера прибыли, необходимой для успешного технического развития и обеспечения благосостояния работников.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.