В то же время в судебной практике рассмотрение исполнительного производства как возможной завершающей части юрисдикционного процесса, позволяет классифицировать участвующих в исполнительном производстве лиц по целевой направленности их деятельности и роли, выполняемой ими, при выполнении исполнительных документов, на следующие группы:
1. Органы принудительного исполнения
2. Суды общей юрисдикции и арбитражные суды
3. Стороны исполнительного производства
4. Другие участники исполнительного производства – также может присутствовать разделение группы на две подгруппы.
4.1 Органы, исполняющие требования
4.2 Лица, содействующие процессу исполнения.
Вторым критерием являются процессуальные особенности и правовое положение лиц, участвующих в процессе исполнения. Группы:
1. Органы исполнения
2. Заинтересованные в процессе исполнения лица
3. Лица, обязанные исполнить требования документа (в зависимости от принадлежности к правовой школе, они будут называться либо участники (Питер), либо стороны (МГУ, Треушников) ).
4. Иные участники исполнительного производства, куда относятся те субъекты, которые не попадают под определение заинтересованности и обязанности.
Третий критерий – в зависимости от степени воздействия на процесс исполнения.
1. Органы государственной власти, участвующие в процессе исполнения
1.1 Собственно органы исполнения (судебный пристав-исполнитель)
1.2 Органы исполнительной власти, выдавшие исполнительный документ
2. Участвующие в исполнительном производстве лица
2.1 Стороны
2.2 Лица, содействующие исполнительному процессу (переводчики, свидетели)
Органы исполнения
В доктрине они всегда характеризуются с позиции государственных служащих, входящих в службу судебных приставов органов юстиции РФ. При определении ее субъектной принадлежности определяют специфику выполняемой ими функции, которая в силу закона возлагается только на судебного пристава-исполнителя как должностное лицо. Поэтому с точки зрения судебной практики корректно называть в качестве органа исполнения только фигуру судебного пристава-исполнителя. Правовой статус судебного пристава-исполнителя определяется тремя признаками.
1) Определение его как процессуально самостоятельного и относительно независимого лица, действующего на основании ФЗ «Об ИП». Поэтому в процессуальных документах этого субъекта ссылка всегда на ФЗ «Об ИП».
2) Судебный пристав-исполнитель принимает решение от своего имени, которое облекается в форму постановления, а в определенных случаях в силу прямого указания закона – иные процессуальные акты, при условиях их непосредственного влияния на динамику исполнительного процесса.
3) Юридические действия судебного пристава-исполнителя являются самостоятельным объектом обжалования вышестоящим должностным лицам или в судебном порядке. Порядок организации и деятельности судебных приставов-исполнителей определяется ФЗ «О судебных приставах», в содержании которого сказано, что служба судебных приставов входит в состав МинЮста РФ и ее организация и соподчинение выстроено в вертикальном порядке. Во главе стоит Главный судебный пристав-исполнитель РФ. Когда обжалование в суд целесообразно указать и минюст, и казначейство соответствующего уровня.
Государство предъявляет к судебному приставу-исполнителю определенные требования, в них напрямую закреплен его статус как должностного лица. При этом требования условно можно разделить на две большие группы.
1) Требования формального характера: возрастной ценз, обладание средним или полным общим или средним специальным образованиям, а также состояние здоровья.
2) Специальные признаки (материальные): требования к кандидату на должность старшего судебного пристава-исполнителя – наличие высшего юридического образования, наличие у кандидата деловых и личностных качеств, которые определяются посредством соответствующих испытаний.
Как единый орган служба судебных приставов включает в состав две группы
- сам судебный пристав-исполнитель, их задача – принудительное исполнение документов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.