Практическое задание
Практическая часть курсовой работы содержит задание, состоящее из трех этапов:
1) определение положения фирмы на рынке;
2) расчет конкурентоспособности товара;
3) определение ключевых факторов успеха фирмы.
4)
Этап 1. Определить положение фирмы на рынке
Задание 1. Определить положение фирмы на рынке, с использованием таких показателей, как:
- доля рынка;
- средние издержки производства;
- прибыль на единицу продукта;
- валовая прибыль.
Предположим, что на рынке тонометры предлагают 25 фирм-конкурентов (представленная фирма под номером 10). Необходимо определить положение фирмы на рынке, используя данные представленные в таблице 1.
Порядок расчетов
1. Расчет общего объема продаж тонометров в физических единицах по формуле (1):
(1)
где n - количество фирм на рынке.
Q=15+15+19+13+17+14+12+20+10+11+20+21+24+18+22+19+17+25+15+16+ 18+19+22+16+20=439 (тыс.шт.)
2. Расчет доли каждой фирмы (Д) по формуле (2) и осуществление ранжирования результатов расчетов (ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наибольшую долю на рынке):
*100% (2)
Результаты расчетов представляются в таблице 2:
Таблица 2 - Ранжирование фирм по показателю доли рынка
Фирмы |
Доля рынка, % |
Ранг |
1 |
2 |
3 |
1 |
3,420 |
10 |
2 |
3,650 |
9 |
3 |
4,330 |
6 |
4 |
2,960 |
12 |
5 |
3,870 |
8 |
6 |
3,190 |
11 |
7 |
2,730 |
13 |
8 |
4,560 |
5 |
9 |
2,280 |
15 |
10 |
2,510 |
14 |
11 |
4,560 |
5 |
12 |
4,780 |
4 |
13 |
5,470 |
2 |
14 |
4,100 |
7 |
15 |
5,010 |
3 |
16 |
4,330 |
6 |
17 |
3,870 |
8 |
18 |
5,690 |
1 |
19 |
3,420 |
10 |
20 |
3,650 |
9 |
21 |
4,100 |
7 |
22 |
4,330 |
6 |
23 |
5,010 |
3 |
24 |
3,650 |
9 |
25 |
4,560 |
5 |
3. Расчет средних издержек (затраты на единицу продукции) (АТС), по формуле (3), используя исходные данные из таблицы 1.
ATC=TC/Q (3)
Далее осуществляется ранжирование фирм по величине средних издержек производства. Ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наименьшие средние издержки. Результаты расчетов оформляется в виде таблицы 3.
Таблица 3 - Ранжирование фирм по показателю средних издержек производства
Фирмы |
Средние издержки производства, тыс.р. |
Ранг |
1 |
2 |
3 |
1 |
0,650 |
9 |
2 |
0,600 |
10 |
3 |
0,500 |
11 |
4 |
0,700 |
7 |
5 |
0,085 |
4 |
6 |
0,650 |
9 |
7 |
0,830 |
5 |
8 |
0,700 |
7 |
9 |
1,320 |
1 |
10 |
1,140 |
2 |
11 |
0,700 |
7 |
12 |
0,500 |
7 |
13 |
0,450 |
12 |
14 |
0,700 |
7 |
15 |
0,770 |
6 |
16 |
0,500 |
11 |
17 |
0,890 |
3 |
18 |
0,650 |
9 |
19 |
0,650 |
9 |
20 |
0,600 |
10 |
21 |
0,700 |
7 |
22 |
0,500 |
11 |
23 |
0,690 |
8 |
24 |
0,600 |
10 |
25 |
0,700 |
7 |
4. Расчет прибыли на единицу продукции (П) по формуле (4). Далее осуществляется ранжирование фирмы по показателю прибыли на единицу продукции и результаты сводятся в таблицу 4. Ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наибольшую прибыль на единицу продукции.
(4)
Таблица 4 - Ранжирование фирм по показателю прибыли на единицу продукции
Фирмы |
Прибыль на единицу продукции, тыс. р. |
Ранг |
1 |
0,350 |
8 |
2 |
0,500 |
5 |
3 |
0,700 |
2 |
4 |
0,250 |
10 |
5 |
0,785 |
1 |
6 |
0,220 |
11 |
7 |
0,570 |
3 |
8 |
0,300 |
9 |
9 |
0,180 |
12 |
10 |
0,095 |
14 |
11 |
0,400 |
6 |
12 |
0,370 |
7 |
13 |
0,506 |
4 |
14 |
0,350 |
8 |
15 |
0,030 |
15 |
16 |
0,700 |
2 |
17 |
0,100 |
13 |
18 |
0,350 |
8 |
19 |
0,350 |
8 |
20 |
0,500 |
5 |
21 |
0,350 |
8 |
22 |
0,700 |
2 |
23 |
0,180 |
12 |
24 |
0,500 |
5 |
25 |
0,350 |
8 |
5. Расчет валовой прибыли (ВП), используя данные о прибыли на единицу продукции (таблица 4) и величину объема производства (таблица 1). Далее проводится ранжирование фирм по показателю валовой прибыли. Ранг, равный единице, присваивается фирме, имеющей наибольшую валовую прибыль. Результаты оформляем в виде таблицы 5.
Таблица 5 - Ранжирование фирм по показателю валовой прибыли
Фирмы |
Валовая прибыль, тыс. р. |
Ранг |
1 |
5250 |
10 |
2 |
8000 |
5 |
3 |
13300 |
2 |
4 |
3250 |
12 |
5 |
13345 |
1 |
6 |
3080 |
13 |
7 |
6840 |
7 |
8 |
6000 |
9 |
9 |
1800 |
14 |
10 |
1045 |
16 |
11 |
8000 |
5 |
12 |
7770 |
6 |
13 |
12144 |
3 |
14 |
6300 |
8 |
15 |
660 |
17 |
16 |
13300 |
2 |
17 |
1700 |
15 |
18 |
8750 |
4 |
19 |
5250 |
10 |
20 |
8000 |
5 |
21 |
6300 |
8 |
22 |
13300 |
2 |
23 |
3960 |
11 |
24 |
8000 |
5 |
25 |
8000 |
5 |
6. На основании проведенных расчетов определяется положение фирмы на рынке путем суммирования рангов по показателям: доле на рынке, средним издержкам производства, прибыли на единицу продукции, валовой прибыли. Результаты заносятся в таблицу 6.
Таблица 6 - Сводная таблица для оценки положения фирмы на рынке
Фирмы |
Ранги показателей |
Сумма рангов |
Ранг |
|||
Д |
АТС |
П |
ВП |
|||
1 |
10 |
9 |
8 |
10 |
37 |
6 |
2 |
9 |
10 |
5 |
5 |
29 |
8 |
3 |
6 |
11 |
2 |
2 |
21 |
12 |
4 |
12 |
7 |
10 |
12 |
41 |
4 |
5 |
8 |
4 |
1 |
1 |
14 |
13 |
6 |
11 |
9 |
11 |
13 |
44 |
2 |
7 |
13 |
5 |
3 |
7 |
28 |
9 |
8 |
5 |
7 |
9 |
9 |
30 |
7 |
9 |
15 |
1 |
12 |
14 |
42 |
3 |
10 |
14 |
2 |
14 |
16 |
46 |
1 |
11 |
5 |
7 |
6 |
5 |
23 |
10 |
12 |
4 |
7 |
7 |
6 |
21 |
12 |
13 |
2 |
12 |
4 |
3 |
21 |
12 |
14 |
7 |
7 |
8 |
8 |
30 |
7 |
15 |
3 |
6 |
15 |
17 |
41 |
4 |
16 |
6 |
11 |
2 |
2 |
21 |
12 |
17 |
8 |
3 |
13 |
15 |
39 |
5 |
18 |
1 |
9 |
8 |
4 |
22 |
11 |
19 |
10 |
9 |
8 |
10 |
37 |
6 |
20 |
9 |
10 |
5 |
5 |
29 |
8 |
21 |
7 |
7 |
8 |
8 |
30 |
7 |
22 |
6 |
11 |
2 |
2 |
21 |
12 |
23 |
3 |
8 |
12 |
11 |
28 |
9 |
24 |
9 |
10 |
5 |
5 |
29 |
8 |
25 |
5 |
7 |
6 |
5 |
23 |
10 |
Используя данные таблицы 6, можно сделать вывод,что по показателю доли рынка 4,5% фирма занимает 14 место. Ее деятельность среди 24 фирм-конкурентов безуспешна. Средние издержки составляют (1,140 тыс.руб.).
Валовая прибыль на единицу – 1045 тыс.руб. Прибыль на единицу продукции составила -0,848 тыс.руб, т.е. фирма работает в убыток.По совокупности всех перечисленных показателей фирма занимает 17 место на рынке и является аутсайдером.
Задание 2. Определение влияния изменения цены на положение представляемой фирмы на рынке. Рыночная цена увеличилась на 6%;
При выполнении данного задания определяем оптимальную величину продаж (Qопт ) при условии, что величина валовой прибыли и средние издержки не изменились.
Оптимальный объем продаж можно рассчитать по формуле (5)
(5) где Pi – измененная цена.
Из формулы (5) выражаем оптимальный объем продаж:
Qопт = ВП/ Рi –АТС
Pi= 1235*1,059=1309
Qопт = 20 тыс.шт
Затем расчитывается доля рынка каждой фирмы, (данные об объеме продаж всех фирм, кроме представляемой, берутся из таблицы 1), средние издержки, прибыль на единицу продукции и валовую прибыль по «своей» фирме. Результаты расчетов представлены в таблице 7.
Примечание. Данные о средних издержках, прибыли на единицу продукции и валовой прибыли по всем фирмам, кроме «своей», берутся из предыдущих таблиц, по «своей» фирме – рассчитанные после изменения цены.
Таблица 7 - Данные для оценки положения фирмы на рынке
Фирмы |
Доля рынка |
Средние издержки |
Прибыль на единицу |
Валовая прибыль |
Сумма рангов |
||||
% |
Ранг |
млн.р. |
Ранг |
млн.р. |
Ранг |
млн.р. |
Ранг |
||
1 |
3,420 |
10 |
0,650 |
9 |
0,35 |
8 |
5250 |
10 |
37 |
2 |
3,650 |
9 |
0,600 |
10 |
0,5 |
5 |
8000 |
5 |
29 |
3 |
4,330 |
6 |
0,500 |
11 |
0,7 |
2 |
13300 |
2 |
21 |
4 |
2,960 |
12 |
0,700 |
7 |
0,25 |
10 |
3250 |
12 |
41 |
5 |
3,870 |
8 |
0,085 |
4 |
0,785 |
1 |
13345 |
1 |
14 |
6 |
3,190 |
11 |
0,650 |
9 |
0,22 |
11 |
3080 |
13 |
44 |
7 |
2,730 |
13 |
0,830 |
5 |
0,57 |
3 |
6840 |
7 |
28 |
8 |
4,560 |
5 |
0,700 |
7 |
0,3 |
9 |
6000 |
9 |
30 |
9 |
2,280 |
15 |
1,320 |
2 |
0,18 |
12 |
1800 |
14 |
42 |
10 |
1,424 |
14 |
2,083 |
1 |
-0,848 |
15 |
-9331,67 |
17 |
47 |
11 |
4,560 |
5 |
0,700 |
7 |
0,4 |
6 |
8000 |
5 |
23 |
12 |
4,780 |
4 |
0,500 |
7 |
0,37 |
7 |
7770 |
6 |
21 |
13 |
5,470 |
2 |
0,450 |
12 |
0,506 |
4 |
12144 |
3 |
21 |
14 |
4,100 |
7 |
0,700 |
7 |
0,35 |
8 |
6300 |
8 |
30 |
15 |
5,010 |
3 |
0,770 |
6 |
0,03 |
14 |
660 |
16 |
41 |
16 |
4,330 |
6 |
0,500 |
11 |
0,7 |
2 |
13300 |
2 |
21 |
17 |
3,870 |
8 |
0,890 |
3 |
0,1 |
13 |
1700 |
15 |
39 |
18 |
5,690 |
1 |
0,650 |
9 |
0,35 |
8 |
8750 |
4 |
22 |
19 |
3,420 |
10 |
0,650 |
9 |
0,35 |
8 |
5250 |
10 |
37 |
20 |
3,650 |
9 |
0,600 |
10 |
0,5 |
5 |
8000 |
5 |
29 |
21 |
4,100 |
7 |
0,700 |
7 |
0,35 |
8 |
6300 |
8 |
30 |
22 |
4,330 |
6 |
0,500 |
11 |
0,7 |
2 |
13300 |
2 |
21 |
23 |
5,010 |
3 |
0,690 |
8 |
0,18 |
12 |
3960 |
11 |
28 |
24 |
3,650 |
9 |
0,600 |
10 |
0,5 |
5 |
8000 |
5 |
29 |
25 |
4,560 |
5 |
0,700 |
7 |
0,4 |
6 |
8000 |
5 |
23 |
Используя данные таблицы 7,можно сделать вывод о том, что после увеличения цены на 6% фирма стала отстающей на рынке. Рыночная доля фирмы снизилась на 1,1% (с 2,5% до 1,4 %). Показатели финансового результата деятельности предприятия ухудшились: произошел убыток
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.