Возросла металлоемкость и трудоемкость заводского изготовления конструкций, но внесенные изменения повысили усталостную прочность, долговечность и надежность пролетных строений.
Металлические пролетные строения по проекту инв. N 821-К (Ленгипротрансмост. 1991 г.) имеют двутавровые главные балки; при езде на железобетонных безбалластных плитах могут устанавливаться только на прямых участках пути.
В современных металлических мостах применяют несколько типов безбалластного мостового полотна.
В свое время было широко распространено мостовое полотно на деревянных поперечинах в силу его относительной простоты устройства и малого собственного веса (рис. 3.2). В ряде случаев (например, на разводных мостах) вместо деревянных укладывают металлические поперечины, но вследствие повышенной металлоемкости, коррозии и других недостатков их применяют редко. Из-за низкой долговечности и значительных расходов на содержание мостовое полотно на деревянных поперечинах все более вытесняется безбалластным полотном на железобетонных плитах (рис. 3.3). Плиты изготавливают из обычного или предварительно напряженного железобетона в виде сборных блоков, прикрепляемых к верхним поясам балок высокопрочными шпильками; в совместную работу с главными балками плиты не включаются. Поперечные швы между блоками заделывают гидроизоляционными мастиками. Промежуточные скрепления рельсов здесь те же, что и в обычном пути на железобетонных шпалах.
Пролетные строения с ездой понизу по проекту 3.501-18 и № 563 Ленгипротрансмоста 1968 г.
В ряде случаев, таких, как строительство путепроводов в стесненных городских условиях, а также когда по техническим, экономическим или иным соображениям требуется снизить отметки насыпей на подходах, необходимо применять пролетные строения с уменьшенной строительной высотой /гст . Сделать это в сплошностенчатых балках с ездой поверху сложно, так как их высота, в основном, определяется условиями прочности и деформативности. Выходом из положения может быть пропуск поездов не над главными балками, а между балками, раздвинутыми на соответствующую ширину, т.е. при езде понизу.
При этом наименьшее расстояние между главными балками определяется шириной габарита приближения конструкций. Для однопутных железнодорожных мостов оно составляет не менее 5,5...5,8 м, что, в свою очередь, требует выполнения опор более широкими, чем при езде поверху. Данное соображение всегда следует иметь в виду, поскольку необходимо добиваться эффективности решений не только пролетного строения, но и моста в целом.
Конструкция главных балок в рассматриваемом пролетном строении не имеет принципиальных отличий от случая езды поверху (см. п. 3.2). Их характерная особенность состоит в отсутствии верхних продольных связей, мешающих езде понизу. Продольные связи можно устанавливать только по нижним поясам. При отсутствии связей верхние сжатые («открытые») пояса главных балок имеют большую свободную длину, что по условию общей устойчивости требует назначения более мощных их сечений. К примеру, ширина поясных листов в типовом пролетном строении длиной 27,6 м принята равной 650 мм вместо 490 мм в строении той же длины с ездой поверху. Устойчивость верхних поясов можно повысить также за счет устройства поперечных полурам в вертикальных плоскостях поперечных балок.
Из-за большого расстояния между главными балками возникает необходимость в устройстве балочной клетки проезжей части, состоящей из продольных и поперечных балок. Нагрузка от подвижного состава передается через мостовое полотно на продольные балки, которые, в свою очередь, передают ее на поперечные, а те — на главные балки. Строительная высота при этом не зависит от длины пролета, она определяется, главным образом, конструкцией проезжей части.
Необходимость в балочной клетке и специфическая работа верхнего пояса в пролетных строениях с ездой понизу приводят к повышенной в полтора—два раза металлоемкости по сравнению с пролетными строениями с ездой поверху при той же длине пролета (см. табл. 3.1), что является «платой» за пониженную строительную высоту. Но в этом случае ничто не препятствует устройству главных балок наиболее рационального очертания — с переменной высотой, отвечающей эпюре изгибающих моментов в балке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.