Сталежелезобетонные пролетные строения высокой заводской готовности по типовому проекту 3.501.9-151 Ленгипротрансмост 1989 г. предназначены для однопутных и многопутных мостов, располагаемых на прямых и кривых радиуса 300 м и более (для пролета 45.0 м - 800 м и более). Под один путь устанавливаются две главные балки, каждая из которых представляет собой стальную балку коробчатого сечения, объединенную с железобетонной плитой, устраиваемой на заводе. Все балки цельноперевозимые. Монтаж балок пролетных строений предусматривается целиком консольным краном ГЭПК-130М (максимальная масса монтажного блока длиной 45.8 м - 110,7 т).
Расход материалов на мостовое полотно с ездой на балласте на 1 м однопутного пролетного строения: балласт щебеночный (при ширине корыта 4,63 м и толщине слоя балласта под шпалами 0,25 м) - 2,0 м3; шпалы деревянные - 0,22 м3.
Пролетные конструкции высокой заводской готовности длинами 18,2; 23; 27; 33,6 и 45 м разработаны для установки на однопутных и многопутных железнодорожных мостах, на прямых и кривых участках радиусом до 300 м, а также в сейсмических районах с расчетной сейсмичностью до 9 баллов. Пролетные строения изготавливают из сталей 15ХСНД-2 (обычное и северное исполнение А) и 10ХСНД-3 (северное исполнение Б). Железобетонные плиты изготавливают из бетона классов В35 и В40. Ширина балластного корыта 4,6 м обеспечивает ведение путевых работ в комплексе с работами на подходах к мостам (рис. 5.16).
Основной несущей конструкцией каждого пролета являются две коробчатые балки с раздельными железобетонными плитами, включенными в совместную работу с верхними поясами балок с помощью жестких (уголки сечением 100 х 100 х 12 мм) и гибких (болты диаметром 22 мм, длиной 140 мм) упоров. Кроме них, на концах коробок предусмотрены подковообразные упоры из гнутого листа сечением 140 х 10 мм.
Пролетные строения длиной до 34,2 м включительно перевозят цельнопролетными блоками на обычных железнодорожных платформах, а длиной 45 м — на транспортерах грузоподъемностью 120 т. Все балки спроектированы на возможность установки в пролет поблочно (без тротуаров и балласта) консольным краном ГЭПК-130У. Максимальная масса монтажного блока длиной 45,8 м — 112 т.
Как видим, применение сталежелезобетона в железнодорожных мостах дает существенную экономию стали (сравним данные табл. 3.1 и 5.1). Наиболее эффективен он в пролетных строениях высокой заводской готовности. Но следует заметить, что применение данного типового проекта сдерживается, так как при изготовлении пролетных строений появляется технология укладки монолитного железобетона плиты. А для этого выполненную на заводе мостовых металлоконструкций (ЗММК) стальную балку необходимо траспортировать на другой завод — мостовых железобетонных конструкций (МЖБК) или полигон.
Таким образом, в отечественной практике строительства железнодорожных мостов в основном используют типовые конструкции сталежелезобетонных сплошностенчатых строений. За рубежом более широко применяют конструкции индивидуальной проектировки, в том числе неразрезные балочные.
Коробчатые пролетные строения с верхним поясом в виде ребристого настила, непосредственно к которому крепят рельсы.
Коробка состоит из двух двутавровых балок, к поясам которых на высокопрочных болтах или сварке присоединены горизонтальные ребристые плиты. Верхняя опирается двумя тавровыми ребрами на поперечные двутавровые балки, прикрепляемые ВПБ к поперечным ребрам жесткости стенок с шагом 2...2,5 м. Листовые продольные ребра верхней и нижней плит необходимы для набора рассчитанной площади поясов коробки, а также для обеспечения общей устойчивости листа верхнего сжатого пояса. В опорных сечениях коробка закрывается торцевыми сплошными листами с монтажными люками. Она полностью изготавливается в заводских условиях, на монтаже только требуется прикрепить к ней тротуары.
Железнодорожный двухпутный мост через реку Эммер у г. Бад Пирмонт (Германия) со стальным коробчатым пролетным строением
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.