3) В процессе работы конструкции происходит износ заклепочных соединений и переход работы соединений из одной стадии в другую. Это приводит к росту коэффициента концентрации напряжений ασ. Так как стадии работы зависят от величины усилия (максимального) в цикле и от выработки, которая определяется не только нагрузкой, но и числом циклов, приложенным к соединению, то изменение ασ делится существенно сложно, и может быть представлено графически не на плоскости, а в пространстве.
Рисунок 25
По мере возрастания ασ изменяется кривая усталости, о чем говорилось выше. Кривые усталости (или прямые в логарифмических координатах при этом пересекаются в одной точке (при ρ=const ) ).
Рисунок 26
При этом уравнение кривой усталости
сохраняется, но изменяется величина “m”.
Это учитывают, разбивая нагрузку на блоки 1,2,…i,…, а величину максимальных напряжений σ на интервалы ∆σК, в пределах которых ασ можно считать постоянным.
Рисунок 27
Для каждого i-ого блока вычисляют усталостное повреждение на всех интервалах ∆σК, где величина ασ может считаться постоянной. Это усталостное повреждение νiк вычисляется по формуле (*), только пределами интегрирования являются границы интервала ∆σК. Просуммировав νiк по всем интервалам ∆σК, получим повреждение νiк для i-ого блока:
Полное усталостное повреждение будет
4) Определение режимов нагружения
Уже было показано, что даже при простейшей условной постановке задачи определения режимов нагружения усилия в элементах пролетных строений изменяются по очень сложному закону.
Наиболее полно и точно режимы нагружения элементов мостов можно получить на основе натурных наблюдений с записью осциллограмм измерения усилий в рассматриваемых элементах.
Рисунок 28
В осциллограмме фиксируют максимальные и минимальные напряжения в каждом цикле изменения напряжений, разбив σ на разряды ∆σ. На основании полученных данных составляется матрица циклов в виде таблицы, где перечисляются величины , и в соответствующих клетках приводится количество циклов niК, для которых = и .
i, к – фактически N разрядов
Напряжение =N разряда ۠∆σ, ∆σ-цена разряда
σmin1 |
σmin2 |
… |
σminK |
… |
σminm |
|
σmax1 |
n11 |
n12 |
… |
n1K |
… |
n1m |
σmax2 |
n21 |
n22 |
… |
n2K |
… |
n2m |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
σmaxi |
ni1 |
ni2 |
… |
niK |
… |
nim |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
σmaxn |
nn1 |
nn2 |
… |
nnK |
… |
nnm |
Матрицы циклов записываются раздельно для каждой нагрузки, пассажирских и грузовых вагонов и поездов.
Используя матрицы циклов и зная конкретный вид (количественный и качественный) обращающейся по данному мосту нагрузки, можно получить необходимые данные для оценки меры повреждений. Это, однако, относится лишь к нагрузке, обращающейся на мосту в настоящее время.
Определенные и значительные сложности - при оценке режимов загружения от ранее обращавшейся нагрузки.
Как показывают исследования, с достаточной точностью (для инженерных расчетов) можно принять постоянными параметры распределения напряжений, только уменьшить соответственно цену разряда ∆σ (т.к. величина обращавшейся ранее нагрузки меньше современной). Число циклов изменения напряжений определяют с учетом массы поезда, его длины, числа осей и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.