Надежность и долговечность металлических мостов, страница 5

3)  В процессе работы конструкции происходит износ заклепочных соединений и переход работы соединений из одной стадии в другую. Это приводит к росту коэффициента концентрации напряжений ασ. Так как стадии работы зависят от величины усилия (максимального) в цикле и от выработки, которая определяется не только нагрузкой, но и числом циклов, приложенным к соединению, то изменение ασ делится существенно сложно, и может быть представлено графически не на плоскости, а в пространстве.

Рисунок 25

По мере возрастания ασ изменяется кривая усталости, о чем говорилось выше. Кривые усталости (или прямые в логарифмических координатах при этом пересекаются в одной точке (при ρ=const ) ).

Рисунок 26

При этом уравнение кривой усталости

сохраняется, но изменяется величина “m”.

Это учитывают, разбивая нагрузку на блоки 1,2,…i,…, а величину максимальных напряжений σ на интервалы ∆σК, в пределах которых ασ можно считать постоянным.

Рисунок 27

Для каждого i-ого блока вычисляют усталостное повреждение на всех интервалах ∆σК, где величина ασ может считаться постоянной. Это усталостное повреждение νiк вычисляется по формуле (*), только пределами интегрирования являются границы интервала ∆σК. Просуммировав  νiк по всем интервалам ∆σК, получим повреждение νiк для i-ого блока:

Полное усталостное повреждение будет

4)  Определение режимов нагружения

Уже было показано, что даже при простейшей условной постановке задачи определения режимов нагружения усилия в элементах пролетных строений изменяются по очень сложному закону.

Наиболее полно и точно режимы нагружения элементов мостов можно получить на основе натурных наблюдений с записью осциллограмм измерения усилий в рассматриваемых элементах.

Рисунок 28

В осциллограмме фиксируют максимальные и минимальные напряжения в каждом цикле изменения напряжений, разбив σ на разряды ∆σ. На основании полученных данных составляется матрица циклов в виде таблицы, где перечисляются величины  ,  и в соответствующих клетках приводится количество циклов niК, для которых =  и .

i, к – фактически N разрядов

Напряжение =N разряда ۠∆σ, ∆σ-цена разряда

σmin

σmax

σmin1

σmin2

σminK

σminm

σmax1

n11

n12

n1K

n1m

σmax2

n21

n22

n2K

n2m

σmaxi

ni1

ni2

niK

nim

σmaxn

nn1

nn2

nnK

nnm

Матрицы циклов записываются раздельно для каждой нагрузки, пассажирских и грузовых вагонов и поездов.

Используя матрицы циклов и зная конкретный вид (количественный и качественный) обращающейся по данному мосту нагрузки, можно получить необходимые данные для оценки меры повреждений. Это, однако, относится лишь к нагрузке, обращающейся на мосту в настоящее время.

Определенные и значительные сложности - при оценке режимов загружения от ранее обращавшейся нагрузки.

Как показывают исследования, с достаточной точностью (для инженерных расчетов) можно принять постоянными параметры распределения напряжений, только уменьшить соответственно цену разряда ∆σ (т.к. величина обращавшейся ранее нагрузки меньше современной). Число циклов изменения напряжений определяют с учетом массы поезда, его длины, числа осей и т.д.