Если у нас “К” блоков загружения с разными , то число циклов загружения каждого блока соответственно n1, n2,…,nK, то мера повреждений будет:
или
Если процесс загружения изменяется непрерывно, то
.
Напряжения σ изменяются непрерывно, значит непрерывно изменяется N, связанное с σ кривой усталости.
- предельное число циклов кривой усталости;
nп - предельное число циклов нагрузки.
Гипотеза о линейном суммировании усталостных повреждений является лишь простейшей моделью сложного процесса накопления усталостных повреждений.
Эти и иные факторы во многом взаимно компенсируют друг друга, что позволяет принять гипотезу о линейном суммировании усталостных повреждений с достаточным основанием.
Выше отмечалось, что загружение пролетных строений имеет статистический характер, и поэтому величина максимальных напряжений в циклах носит вероятностный характер. Поэтому для описания могут быть использованы характеристики случайной величины, в частности, кривая плотности вероятности f(σ). Начертим ее совместно с кривой усталости.
Тогда для интервала ασ число циклов будет:
dn=n0f(σ)dσ,
где n0-общее число циклов воздействий (соответствует всей кривой).
Этому dn будет соответствовать свое предельное значение числа циклов N.
После этого мера повреждения будет:
При введении кривой распределения f(σ), как говорилось ранее, пределы изменения от -∞ до +∞. Кроме того, при σ<σ` , где σ`- некоторое напряжение, накопление усталостных повреждений не происходит. Поэтому пределы интегрирования должны быть откорректированы и выражение для υ принимает вид:
.
Из результатов экспериментов найдено, что кривые выносливости могут быть представлены уравнением σi mNi=const,
Рисунок 11
где m-некоторый параметр, что приводит к линейной зависимости в логарифмических коэффициентах. Это позволяет перейти от циклов с различными амплитудами σi к циклу с заранее выбранной амплитудой σэ и соответствующим предельным числом циклов Nэ. Для этого запишем
σm..N= σэ Nэ=const,
откуда .
В качестве σэ можно выбрать любое значение σ>σ̉ (смотри выше определение σ̉).
При назначении σэ можно, в частности, использовать следующий экспериментальный факт: кривые усталости зависят от концентрации σ, однако кривые усталости (а в логарифмических координатах –прямые) пересекаются в некоторой точке с координатами σоп, Nоп.
Эти величины и используют в качестве σэ и Nэ. σоп и Nоп определяются экспериментально при ρ=0.
При этом
Подставим это N в выражение для ν:
.
т.о. величина меры накопления усталостных повреждений при воздействии n0 циклов с максимальными напряжениями σ, описываемыми функцией распределения f(σ), равна:
.
Как показывают обследования и испытания эксплуатируемых мостов, величина максимальных напряжений σ в циклах хорошо согласуется с нормальным законом распределения с функцией плотности вероятности:
Рисунок 13
После этого
(*)
Здесь mσ- математическое ожидание распределения σ;
Sσ- средне-квадратчное отклонение σ.
Вероятностное определение предельного значения меры накопления усталостных повреждений.
При накоплении усталостных микроповреждений, в процессе зарождения и развития усталостных макроповреждений (трещин) выход элемента из строя произойдет гораздо быстрее, чем величина меры повреждения ν достигнет единицы. Кроме того, предел выносливости, определяемый по результатам, имеет значительный разброс, и кривая усталости представляет собой кривую математического ожидания зависимости σ от N (и наоборот) с вероятностью (достоверностью) .
Рисунок 14
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.