Надежность и долговечность металлических мостов, страница 3

Нагружение элементов тогда носит случайный характер. Мера повреждения, соответствующая усталостному разрушению также является случайной величиной. При этом условие безотказной работы элемента моста будет иметь вид:

ν≤ νон,

где  ν – расчетное значение меры повреждения;

       νон – нормативное значение меры повреждения, при которой обеспечена заданная надежность (вероятность безотказной работы).

С целью определения закона распределения случайной величины νон были обработаны данные по усталостным разрушениям около 100 раскосов главных ферм металлических п.с. железнодорожных мостов. Срок эксплуатации п.с. составлял 25-65 лет (на момент появления усталостной трещины). Для каждого случая была определена мера повреждения νон, соответствующая моменту разрушения.

Рисунок 15

Была построена гистограмма, и найдено, что действительный закон распределения νон может быть описан нормальным законом с параметрами:

Математическое ожидание mυон= 0.75

Стандарт (среднеквадратическое отклонение) συон=0.21

т.о., функция плотности вероятности νон  будет иметь вид:

Рисунок 16

Если зафиксировать какой-либо νон, то участок слева от νон будет описывать случаи, при которых усталостные нагружения произошли раньше достижения мерой усталостных разрушений величины νон. Вероятность этого Qνон, равная площади под левой ветвью кривой, характеризует вероятность отказа прежде, чем мера накопления усталостных повреждений достигнет νон. Тогда площадь справа – вероятность того, разрушение произойдет при мере ν больше νон, т.е. это вероятность не наступления отказа при данной величине νон.

После этого имеем:

= введя функцию Лапласа  .

Вероятность безотказной работы:

Интегралы, входящие в выражение для Q(νон) и Р(νон), можно вычислить  по таблицам функций Лапласа.

Результаты расчетов следующие:

Величина νон

0.20

0.30

0.40

0.50

0.60

0.70

Вероятность отказа Q(νон)

0.0045

(0.45%)

0.0155

(1.55%)

0.0485

(4.85%)

0.1170

(11.70%)

0.2364

(23.64%)

0.4060

(40.60%)

Вероятность безотказной работы Р(νон)

0.9955

(99.55%)

0.9845

(98.45%)

0.9515

(95.15%)

0.8830

(88.30%)

0.7636

(76.36%)

0.5940

(59.40%)

Учитывая требования к безопасности движения поездов по железнодорожным мостам принимается, что вероятность безотказной работы их элементов не должна быть ниже 98% (0.98). Этому соответствует нормативное значение  меры повреждения равное νон=0.3. Поэтому условие безотказной работы элементов с вероятностью не ниже 0.98 имеет вид:

ν≤0.3.

Это же условие может быть использовано для определения остаточного ресурса по выносливости:

νост=0.3- ν,

где ν- накопленная на данный момент мера усталостных повреждений.

Больший интерес может представить величина остаточного ресурса, выраженная не в единицах меры накопления усталостных повреждений (эта оценка трудно представима и безлика), а  например, в годах эксплуатации:

,

здесь: niгод – число поездов i-ого типа в год;

           νi – мера повреждения от одного поезда i-ого типа.

νi может быть найдена по формуле (*), а можно заранее составить таблицы νi для поездов различного типа. Такие таблицы имеются.

Режимы нагруженности элементов мостов

Характер работы материала мостов, в первую очередь металла, а также и бетона – основных строительных материалов – в значительной степени определяется характером загружения элементов, которые сделаны из этого материала.

Рисунок 17При статическом нагружении, т.е. в случае, когда усилие в элементе S=const и со временем не меняется при выполнении условия  ≤R,