Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы: Рекомендации по выполнению теоретической части курсовой работы по дисциплине "Маркетинг"

Страницы работы

Фрагмент текста работы

От  авторов (рекомендации  по  выполнению теоретической  части  курсовой  работы)

Курсовая работа по дисциплине "Маркетинг" на тему "Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы" выполняется студентами по специальностям 060800 "Экономика и управление на предприятии (в строительстве)" и 072000 "Стандартизация и сертификация в строительстве".

Цель работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.

Курсовая работа состоит из двух основных частей: теоретической и расчетной, и выполняется в соответствии с предложенным ниже планом.

План КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение ………………………………………………………………

Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ …………………………………………………

1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ………

1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..

1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….

2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности          продукции и фирмы………………………………………..

2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….

2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….

Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………

3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….

3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………

Заключение…………………………………………………………….

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….

Теоретический материал и практические данные необходимо систематизировать и представить в виде схем, таблиц и диаграмм, сопровождая или предваряя их пояснительным текстом.

В работе допускается выполнение индивидуального научного исследования, основанного на сборе и анализе информации по конкретным фирмам, выпускающим строительную продукцию: либо по строительным организациям, либо предприятиям по производству строительных материалов, изделий и конструкций. В пояснительной записке при этом необходимо указать вставки (уместные) демонстрационных материалов или других каких-либо документов (рекламных проспектов, фрагментов аналитических отчетов и т.п.), собранных в порядке индивидуального научного исследования.

Объем курсовой работы – 25–30 страниц, со списком литературы не менее 12–15 наименований. Трудоемкость выполнения работы: глава 1 – 25 %, глава 2 – 25 %, глава 3 – 50 %.

Первые две главы курсовой работы должны представлять собой теоретическое исследование, поэтому глава 1 полностью посвящается определению сущности конкуренции, методам сбора и анализа информации о конкуренции и формам конкурентного сосуществования.

В подразделе 1.1 должна быть определена сущность конкуренции как экономической категории. Обращаясь к источникам по экономической теории, необходимо отметить вклад в фундаментальное исследование конкуренции таких представителей классической политэкономии, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, а также экономистов Дж. Робинсона и Э. Чемберлина, создавших теорию совершенной конкуренции [1, 2, 7, 19, 20].

Очень важно обосновать следующее положение: без конкуренции нет рыночной системы и, кроме этого, необходимо рассказать об основных особенностях конкуренции.

Далее следует кратко описать шесть функций конкуренции, выделив основную среди них – регулирующую, которая по сути своей объединяет остальные пять: аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную и контролирующую.

Сопоставив три типа конкурентного поведения – креативный, приспособленческий и обеспечивающий – надо перейти к подробному изложению видов конкуренции. Весьма полезным является определение особенностей конкуренции, предложенное М. Портером [15], который полагал, что конкуренция определяется действиями фирм, ведущими между собой борьбу на одном и том же рынке и предложил концепцию расширенного соперничества, которая охватывает более широкий круг систем. Этот исследователь рассматривал конкуренцию как результат действия пяти факторов. Необходимо описать сущность и значение этих факторов и пояснить полезность данной классификации для целей корпоративного планирования [14, 15].

Подраздел 1.2 "Сбор и анализ информации о конкуренции" – довольно-таки объемен и может включать различные подходы по изучению конкурентной среды.

Работая над этим подразделом, необходимо обратиться к указаниям М. Портера о том, какую информацию следует собирать для оценки реакции конкурентов и каким образом отнести их к одной из следующих групп: создатели новых товаров, умелые деятели рынка, преследователи лидера, плывущие по течению либо потенциальные интервенты из других отраслей.

Кроме того, полезно использовать материал главы "Анализ отрасли и конкурентов" [6], в которой довольно полно описано хорошо организованная система наблюдения за действиями конкурентов.

Касаясь вопросов промышленного шпионажа и возможных способов выяснения секретов конкурентов, не следует затрагивать этические и правовые проблемы, возникающие в данных случаях.

В подразделе 1.3 "Формы конкурентного сосуществования" необходимо рассказать о трех способах разрешения конфликтов

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Маркетинг
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
171 Kb
Скачали:
0