Курсовая работа по дисциплине "Маркетинг" на тему "Оценка конкурентоспособности продукции и фирмы" выполняется студентами по специальностям 060800 "Экономика и управление на предприятии (в строительстве)" и 072000 "Стандартизация и сертификация в строительстве".
Цель работы заключается в закреплении студентами теоретических знаний о конкуренции, конкурентоспособности и о формах конкурентного сосуществования, а также в приобретении практических навыков оценки конкурентоспособности продукции и фирмы.
Курсовая работа состоит из двух основных частей: теоретической и расчетной, и выполняется в соответствии с предложенным ниже планом.
План КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Введение ………………………………………………………………
Глава 1. КОНКУРЕНЦИЯ И ФОРМЫ КОНКУРЕНТНОГО СОСУЩЕСТВОВАНИЯ …………………………………………………
1.1. Определение особенностей конкуренции и ее виды ………
1.2. Сбор и анализ информации о конкуренции….…………..
1.3. Формы конкурентного сосуществования…….…………..
Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ……………………………………………………….
2.1. Теоретические аспекты оценки конкурентоспособности продукции и фирмы………………………………………..
2.2. Понятие и методы оценки конкурентоспособности продукции……………………………………….
2.3. Определение конкурентоспособности фирмы.…………….
Глава 3. РАСЧЕТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И ФИРМЫ ………………………………………
3.1. Оценка конкурентоспособности продукции…………….
3.2. Матричный подход к определению конкурентоспособности фирмы………………………………………
Заключение…………………………………………………………….
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………….
Теоретический материал и практические данные необходимо систематизировать и представить в виде схем, таблиц и диаграмм, сопровождая или предваряя их пояснительным текстом.
В работе допускается выполнение индивидуального научного исследования, основанного на сборе и анализе информации по конкретным фирмам, выпускающим строительную продукцию: либо по строительным организациям, либо предприятиям по производству строительных материалов, изделий и конструкций. В пояснительной записке при этом необходимо указать вставки (уместные) демонстрационных материалов или других каких-либо документов (рекламных проспектов, фрагментов аналитических отчетов и т.п.), собранных в порядке индивидуального научного исследования.
Объем курсовой работы – 25–30 страниц, со списком литературы не менее 12–15 наименований. Трудоемкость выполнения работы: глава 1 – 25 %, глава 2 – 25 %, глава 3 – 50 %.
Первые две главы курсовой работы должны представлять собой теоретическое исследование, поэтому глава 1 полностью посвящается определению сущности конкуренции, методам сбора и анализа информации о конкуренции и формам конкурентного сосуществования.
В подразделе 1.1 должна быть определена сущность конкуренции как экономической категории. Обращаясь к источникам по экономической теории, необходимо отметить вклад в фундаментальное исследование конкуренции таких представителей классической политэкономии, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, а также экономистов Дж. Робинсона и Э. Чемберлина, создавших теорию совершенной конкуренции [1, 2, 7, 19, 20].
Очень важно обосновать следующее положение: без конкуренции нет рыночной системы и, кроме этого, необходимо рассказать об основных особенностях конкуренции.
Далее следует кратко описать шесть функций конкуренции, выделив основную среди них – регулирующую, которая по сути своей объединяет остальные пять: аллокационную, инновационную, адаптационную, распределительную и контролирующую.
Сопоставив три типа конкурентного поведения – креативный, приспособленческий и обеспечивающий – надо перейти к подробному изложению видов конкуренции. Весьма полезным является определение особенностей конкуренции, предложенное М. Портером [15], который полагал, что конкуренция определяется действиями фирм, ведущими между собой борьбу на одном и том же рынке и предложил концепцию расширенного соперничества, которая охватывает более широкий круг систем. Этот исследователь рассматривал конкуренцию как результат действия пяти факторов. Необходимо описать сущность и значение этих факторов и пояснить полезность данной классификации для целей корпоративного планирования [14, 15].
Подраздел 1.2 "Сбор и анализ информации о конкуренции" – довольно-таки объемен и может включать различные подходы по изучению конкурентной среды.
Работая над этим подразделом, необходимо обратиться к указаниям М. Портера о том, какую информацию следует собирать для оценки реакции конкурентов и каким образом отнести их к одной из следующих групп: создатели новых товаров, умелые деятели рынка, преследователи лидера, плывущие по течению либо потенциальные интервенты из других отраслей.
Кроме того, полезно использовать материал главы "Анализ отрасли и конкурентов" [6], в которой довольно полно описано хорошо организованная система наблюдения за действиями конкурентов.
Касаясь вопросов промышленного шпионажа и возможных способов выяснения секретов конкурентов, не следует затрагивать этические и правовые проблемы, возникающие в данных случаях.
В подразделе 1.3 "Формы конкурентного сосуществования" необходимо рассказать о трех способах разрешения конфликтов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.