К середине ХVI в. относится активное участие в борьбе идей первых русских просветителей-публицистов. Один из них Иван Пересветов в ряде челобитных и сказаний изложил свои идеи. Пересветов - сторонник сильного централизованного государства. Россией, по его мнению, должен управлять царь, опираясь только на “воинников” (дворян), которые должны составить постоянное войско. Вельможи - плохие войны и правители. Опираясь на воинников, царь сможет держать бояр в повиновении. Если бояре не подчинятся ему, царь должен беспощадно с ними расправиться (быть “грозой” им). К управлению страной воинников привлекать по заслугам и способностям, а не по родовитости. Пересветов предлагал отменить кормления, осуществить централизацию суда, управления и финансов, воинникам установить денежное жалование, всячески заботясь о них, Пересветов предлагал также программу активной внешней политики, прежде всего присоединение Казанского ханства, а также славянские страны, порабощенные Турцией, освободить. Будучи обеспокоен обострением классовой борьбы, Пересветов настаивал на упразднении холопства.
Одновременно выступил священник Ермолай Еразм. Он обличал вельмож и предлагал болегчить жизнь крестьянам, ограничив взямание 1/5 части урожая в пользу служилых людей, последним же определить повинности - все это в книге “Благохотящим царем правительница и землемерие”.
Руководители течения иосифлян выдвигали идею установления самодержавие богом. А.Адашев и Сильвестр всячески укрепляли и словом, и делом авторитет царя-самодержца.
Царь-помазанник божий и высший судья, именем которого можно удержать в послушании всю массу, заступник, сопротивляется произволу. Существование Челобитного приказа показывало всем, что царь творит правду всем, без различия сословий. Если царь - гарант справедливости для всех, то ограничение его власти тождественно ограничению творить справедливость, что на руку “сильным” и “богатым”. Царь - символ и олицетворение единого государственного начала, представитель страны во внешних сношениях. Праобраз опричнины можно найти в “Сказании о Магмете-султане”, близком А.Адашеву. “Никогда еще литература не играла такой огромной роли в формировании действительности, как в ХVI веке”, - заметил академик Д.С. Лихачев.
Причина разрыва с “Избранной Радой” и яростной, до гробовой доски, ненависти к своим советникам и единомышленникам- война ограничению власти царя. К 60-м гг. Иван IV набрал силы для борьбы. Весь ход реформ вел к разделу власти между царем и сословно-представительными учреждениями, как это было в Западной Европе. Этот пример пугал Ивана IV и царь решил “постоять за себя”. Использовав в качестве повода смерть жены- царицы Анастасии, Иван IV обвинил своих ближайших соратников в том, что они околдовали его любимую жену. Но причины разрыва были глубже: властолюбивый царь не мог долго терпеть около себя умных и властных советников. Иван IV обвинил Адашева и Сильвестра в сговоре с целью утвердить в Русском государстве систему ограниченной монархии, где царь лишь почетный председатель, а вся реальная власть находится в руках его советников. Царь был недоволен тем, что во время его болезни Сильвестр, А.Р. и Р.Г. Адашевы обсуждали возможность возведения на престол не малолетнего сына Ивана IV, а двоюродного брата царя - Владимира Старицкого. Однако это был лишь предлог для отстранения энергичных, самостоятельно мыслящих людей. В 1560 г. отряд из “лучших слуг”, полк сатанинский А.П. Телятевского (будущего опричника) учинил обыск у А. Адашева. В 1560 г. царь отправил Адашевых на воеводство в Ливонию. Один из них вскоре умер, а второй закончил свою жизнь в тюрьме. По стране начались казни. В 1564 г. в Великое княжество Литовское бежал еще один член Рады - Андрей Курбский, возглавлявший русские войска в Ливонии. Избранная Рада прекратила свое существование.
Война благоприятствовала замыслам царя. Военные действия урезали право феодалов на отъезд. Отъезд можно было теперь рассматривать как измену и поступать соответственно, обвиняя в неудачах определенных лиц и руководя всплесками недовольства народных масс. В1564 г. русские войска потерпели два поражения. В это же время испортились отношения Ивана IV с Владимиром Старицким. Грозный видел в нем опасность для трона, но в то же время не мог расправиться с ним открыто. Тем не менее, Старицкий удел был конфискован, а князю Старицкому выделили земли на Волге, подальше от театра военных действий. Князь нескольких бояр, якобы виноватых в поражении русских войск и переселение Старицкого князя явились прологом установлению опричнины.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.