Россия во второй половине XVI века: Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям дисциплины “История России”, страница 3

Указ о местничестве 1549 г. был дополнен в 1550 г. Назначение на службу стало государственной обязанностью, за неисполнение приказа полагалось суровое наказание. Арбитром в споре выступал царь. Служебное начало при назначении на должность было поставлено выше родового. Произошло “огосударствление” местничества. Указ 1550 г. ввел ограничение местничества на время войны и для молодых аристократов. С 15 - 18 лет им было запрещено занимать должности воевод, но это не считалось “порухой” чести, прецедентом. Окончательно местничество было запрещено спустя почти 1, 5 века.

Одновременно было решено “испоместить в Московском уезде избранную тысячу” - 1070 дворян, которые должны были составить ядро дворянского ополчения, опору самодержавной власти. “Избранную тысячу” правительство обеспечивало не только деньгами, но прежде всего поместными “дачами”. “Уложением 1556 г.” определялся порядок служению по отечеству (наследству) с 15 лет. На службу могли вступать и лично свободные люди. “Дачи” были от 150 до 450 десятин земли и жалование 4 - 7 рубля в год.

От количества земли рассчитывалось сколько вооруженных конных и пеших воинов с продовольствием и фуражом должны прийти на войну. За превышение нормы дворянина награждали, а за уменьшение - штрафовали. В основном дворян жаловали землей, так как денег в казне не хватало.

В 1550 г. было создано стрелецкое войско,  первоначально - 3 тысячи человек, а к концу ХVI в. - 25 тыс. человек, служили не только при царе, как было первоначально, но и почти во всех городах. Стрельцы, сведенные по 500 человек в приказы, служили “по прибору”. Служба стрельцов была не наследственной, ниже рангом “Избранной тысячи” и вступить в стрельцы мог любой свободный человек. Дачи им давались коллективные, из которых “приборные” люди получали участки для личного пользования. Безземельным стрельцам давали хлебное и денежное жалование, но эта выплата была крайне неаккуратной. Стрельцам, как и пушкарям приходилось самим зарабатывать торговлей, ремеслом и т.д., что отвлекало их от боевой учебы.

Тем не менее, в середине ХVI в. постоянное (хотя еще не регулярное) стрелецкое войско являлось самой мощной боевой системой Российского государства.

Во второй половине ХVI в. в войско влились казаки с Дона. Преимущественно использовались для несения пограничной службы в городах (“городовые казаки”). В том случае, когда казаки вступали на службу целыми станицами, у них сохранялось прежние выборное самоуправление во главе с атаманом. Жалование получали в виде наделов земли.

Во время войны войско пополнялось людьми, которых приводили с собой землевладельцы (“боярские люди”) и которые выставлялись с тягловых дворов города и деревни (“сборные” и “посошные” люди. В состав вооруженных сил входили также наемники - 2, 5 тысяч - поляки, немцы и другие иностранцы.

Первый устав, посвященный организации сторожевой и станичной службы на границах составил М.И. Воротынский в 1571 г.

С выходом на Балтику в 1558 г. в устье р. Нарвы была построена гавань “для корабельного пристанища”, но создать флот на Балтике не удалось. Только в 1570 г. Иван IV основал наемный (каперский) флот под руководством К. Роде. Но этот флот просуществовал недолго - для него не было средств и мест базирования.

О военных реформах - см. Хрестоматия, с. 57-61.

Налоги и повинности.

Для содержания войска были введены новые налоги, заново описаны земли и установлена единая мера доходности - “соха” - земельная единица в зависимости от количества и качества земли, в городах ей соответствовало несколько дворов. Были установлены новые налоги - “пищальные деньги” - на содержание стрельцов, “полоняничные” деньги - чтобы выкупать пленных.

При проведении административной реформы - отмены кормлений - поборы в пользу кормленщика заменялись новым налогом - “кормленным откупом”, шедшим в казну.

Стоглавый собор и вопрос о церковном землевладении.

Общий процесс централизации не мог охватить и церковь, в которой в разных местностях поклонялись разным святым, не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала четкая система внутреннего управления. Идеология нестяжателей, “Валаамская беседа” обвиняла монахов в подлогах святых книг, в том, что приписывали то, что было им выгодно, и выбрасывали писания святых, нестяжатели отвергали претензии церкви на управление государством. В такой обстановке в 1551 г. начался собор, созванный по инициативе царя и патриарха, назвали его “Стоглавым” по количеству глав, вошедших в итоговый документ. На соборе были духовенство и служилые люди. Иван IV  стремился: