Россия во второй половине XVI века: Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям дисциплины “История России”

Страницы работы

Содержание работы

Камчатская Государственная Академия Рыбопромыслового Флота

Кафедра социально-гуманитарных наук.

Россия во второй половине XVI в.

(Методическое пособие по дисциплине “История России”).

Методическое пособие разработано доцентом Толкачевой Н.В.

Утверждено на заседании кафедры социально-гуманитарных наук

“____“_____________199____г.

Протокол №____

Зав.кафедрой СГН

________________Юдаев Н.М.

г. Петропавловск-Камчатский

1997 г.

Методическое пособие по теме: “Россия во второй половине ХVI века” построено по следующему плану

1. Реформа 50-70 годов.

1.1. Реформы периода регентства Е.Глинской.

1.2. Изменение высшей власти. Земские соборы.

1.3. Судебник 1550 г.

1.4. Военные реформы.

1.5. Налоговая реформа.

1.6. Реформа церкви. Стоглав.

1.7. Административные реформы.

1.8. Оценка реформ.

2.  Опричнина.

2.1. Идеологическая подготовка опричника.

2.2. Суть опричнины.

2.3. Итоги опричнины.

3. Литература.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется ознакомиться с главой 4 в книге “История России”. Хрестоматия к семинарским занятиям для курсантов всех специальностей первого года обучения. Петропавловск-Камчатский 1993 г. (в тексте - ”Хрестоматия”, с. 53-70).

Кроме учебника по Истории России для вузов, при подготовке к ответу на семинарском занятии и написанию рефератов курсантам рекомендуется литература (список в конце методического пособия).

Методическое пособие написано для курсантов 1 курса всех специальностей в соответствии с рабочей программой по Истории России КГАРФ.

Вторая половина XVI века - противоречивое время в истории России. Оценка этого периода историками до сих пор неоднозначна.

25 августа 1530 г. родился Иван- сын Василия Ш. от второй жены. В 3 года наследник престола потерял отца. Право Елены Глинской- матери Ивана- на регентство оспаривали брат Василия Ш. Юрий и дядя Елены- Михаил Глинский. Молодой вдове удалось расправиться с ними, как и с потенциально опасным Андреем Старицким. Однако в 1538г. она внезапно умерла (подозревали отравление ) и в 8 лет Иван IV стал круглым сиротой. Формально страной правила Боярская Дума, фактически - борющиеся группировки бояр - Бельских, Шуйских. У Ивана IV одновременно были задатки крупного государственного деятеля и деспота, тонкого, красноречивого литератора и палача.

В детстве Иван IV, от природы умный, живой, впечатлительный и наблюдательный, рос в обстановке лести, преклонения и казнокрадства, окруженный дворцовыми интригами.  Часто Иван IV и его младший брат Юрий были заброшены, бояре занятые борьбой за власть, не только не занимались образованием и воспитанием детей, но зачастую забывали их накормить, иногда прямо обижали и оскорбляли Ивана. Так в душе ребенка росла вражда и ненависть к боярам, как к похитителям его власти. Придворные интриги и насилие развили в нем, с одной стороны, подозрительность, недоверие к людям, а с другой стороны - пренебрежение к человеческой личнолсти и достоинству человека.

Ивану не было полных 17 лет, когда его дядя князь Михаил Глинский и княгиня Анна (бабушка ) сумели подговорить и провести политический акт большой политической важности- венчание на царство- 16 января 1547 г. Титул царя равен императорскому или ханскому.

Но конец боярскому правлению положило восстание 1547г. Поводом к нему послужил страшный пожар в Москве 21 июня 1547г. , когда был уничтожен весь город. О восстании прочтите хрестоматию, с. 53-54.

В итоге к власти пришли три политические силы. Образовалось трехстороннее компромиссное правительство- царь, боярство, дворянство.

Реформы 50- 60-х годов ХVI в.

Близкий к царю круг друзей - митрополит Макарий, священник Сильвестр, А.Р. Адашев, который А. Курбский назвал избранной радой, провел ряд серьезных преобразований.

Вспомним, что в годы регентства Елены Глинской (1533 - 1538 ) были начаты реформы, которые вели к сужению податного и судебного иммунитета церкви, осуществлялся контроль за монастырским землевладением, было запрещено покупать землю у служилых людей, чтобы она не выходила “Из службы”.

С целью укрепления рубежей развернулось строительство каменных и древоземляных крепостей и городов. Специальные “городовые приказчики” организовали сбор средств и привлекали население к оборонительным работам. Создание крепостей (в том числе Китай-города в Москве) способствовало привлечению населения в защищенные от нападений врагов города, росту ремесла и торговли в них.

Стремление упрочить финансовое положение государства была вызвана реформа 1535г. Уменьшив вес монеты, реформа упразднила разбой между московской и все еще сохранявшийся новгородской денежными системами.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История России
Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
101 Kb
Скачали:
0