Основы телевидения, радиосвязи и видеотехники: Учебное пособие, страница 19

3.6.15. Снять АЧХ частотных детекторов ЧДR и ЧДB. Для этого на передней панели ГИС оставить включенной кнопку S6 (остальные кнопки отжаты). Включить два генератора гармонических колебаний Г3-112. На первом из них (нижнем) установить частоту 4,25 МГц, а на втором (верхнем) – частоту 4,406 МГц. При установленных частотах поднесущих плавной регулировкой амплитуды (или частоты) выходного сигнала нижнего генератора Г3-112 добиться голубого свечения экрана (цвет неба в яркий солнечный день с белыми кучевыми облаками). Переключить входы осциллографа Y1 и Y2 на измерение постоянных составляющих «». Установить усиление в обоих каналах в положение 0,5 В/дел. Сфокусировать лучи и установить их на одной линии посередине высоты экрана.

Повышая частоту одного из генераторов (например, верхнего) в пределах не более 350 кГц, добиться на экране телевизора насыщенного зеленого цвета. Записать данные: цвет, уровень и полярность сигнала, значение частоты генератора, соответствующее этому цвету. Уменьшая частоту этого же генератора, сместиться от зеленого, проходя через белый, к насыщенному красному цвету. Записать данные: цвет, уровень и полярность сигнала, значение частоты генератора, соответствующее этому цвету.

Установить частоту верхнего генератора в нейтральное положение (4,406 МГц). Аналогично предыдущему снять АЧХ для частотного детектора ЧДВ, изменяя частоту нижнего НЧ-генератора.

По результатам измерений построить графики АЧХ частотных детекторов ЧДR и ЧДB.

Определить крутизну характеристик преобразования:

•  сигнал – частота ЧМГ (в кодере системы SECAM)

                                             ;

•  частота – сигнал в декодере системы SECAM, т.е. определить крутизну характеристик преобразования частотных детекторов ЧДR и ЧДB:

                           

3.7. Содержание отчета

3.7.1. Результаты выполнения задания предварительной подготовки.

3.7.2. Результаты выполненной работы по пунктам 3.6.2 ... 3.6.15.

3.7.3. Выводы по работе.

3.8. Вопросы и задания
для защиты лабораторной работы

3.8.1. Какие преимущества дает передача цветоразностных сигналов ER–Y и ЕB– Y, а не сигналов цветности ЕR и ЕB? Почему исключен из передачи цветоразностный сигнал зеленый, а не красный или синий?

3.8.2. Для каких целей цветоразностные сигналы передаются поочередно, каждый через строку? Почему это допустимо? Как это сказывается на качестве цветного изображения?

3.8.3. Как и для какой цели формируются и передаются сигналы цветовой синхронизации – опознавания цветности DR и DB? Каков спектральный состав этих сигналов на интервалах активной части строк и правых полочек гасящих импульсов строк?

3.8.4. Какие меры приняты на передающей стороне системы SECAM, чтобы исключить влияние друг на друга сигналов синхронизации строк и полукадров и цветовой синхронизации, яркости и цветоразностных сигналов?

3.8.5. Поясните по структурной схеме (см. рис. 3.2) работу блока цветности приемника системы SECAM-IIIB под управлением СОЦ.

3.8.6. Как определяется полоса частот ЧМ-сигнала при больших и малых индексах модуляции?

3.8.7. Что такое колориметрическая система RGB?

3.8.8. Что такое колориметрическая система XYZ?

3.8.9. Как устроен и работает трехлучевой масочный кинескоп?

3.8.10. Какие регулировочные элементы устанавливаются на горловине кинескопа с дельтообразным расположением пушек?

3.8.11. С какой целью осуществляется дополнительная амплитудная модуляция ЧМ-сигнала цветности?

3.8.12. Как работает каскад гашения в канале цветности кодера системы SECAM? Нарисуйте временные диаграммы работы этого канала при наличии и в отсутствие сигнала цветности.

3.8.13. Изобразите зависимости относительного уровня помех на выходах детекторов АМ- и ЧМ-сигналов от частоты сигнала и помехи.

3.8.14. Какими основными параметрами характеризуется частотно-модулированный сигнал и каково их влияние на качество передачи и помехоустойчивость ТВ-изображения?

4. Стандартные телевизионные испытательные сигналы
и их использование для измерений

характеристик ТВ-тракта

4.1.  Цель занятия