2.2 Результаты исследования
Исследование проводилось нами в три этапа: констатирующий этап, формирующий этап, контрольный этап. В исследовании принимали участие 50 учащихся 9 и 11 классов МКОУ СОШ № 2 города Палласовки Волгоградской области.
На
констатирующем этапе нами были апробированы следующие методики: методика
«Личная профессиональная перспектива» (ЛПП), методика определения основных
мотивов выбора профессии
(Е.М. Павлютенков), методика «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реан, методика
«Мотивы выбора профессии», опросник «Профессиональные намерения».
По результатам проведения методики «Личная профессиональная перспектива» (ЛПП) нами были получены следующие данные: наиболее сформированы представления у испытуемых о профессиональном и личностном развитии по данным категориям: осознание ценности человеком своего труда (ценностно-нравственная основа самоопределения), осознание необходимости профессионального образования после школы, знание мира профессий труда (макроинформационная основа самоопределения), представления о своих возможностях и недостатках, могущих оказать влияние на достижение поставленных целей, представление о путях преодоления своих недостатков( и путях оптимального использования своих возможностей), начало практической реализации ЛПП.
Трудности возникли при работе по категориям общей ориентации в социально-экономической ситуации в стране и прогнозировании её изменения, выделение дальнейшей профессиональной цели (мечты) и её согласованность с другими важными жизненными целями, выделение ближних и ближайших профессиональных целей (как этапов и путей к дальнейшей цели), знание конкретных выбираемых целей: профессия, учебное заведение, место работы (микроинформационная основа выбора), представление о внешних препятствиях, знания о путях преодоления внешних препятствий, наличие системы резервных вариантов выбора (на случай неудачи по основному выбору), представление о смысле своего будущего профессионального труда. Подробная таблица результатов представлена в Приложении 6.
При работе с методикой «Определение основных мотивов выбора профессии» (Е. М. Павлютенков), нами были подсчитаны суммы по каждой группе мотивов. Данные по каждой группе мотивов даны в процентном соотношении:
Социальные – 10%
Моральные – 15 %
Эстетические – 4 %
Познавательные – 2 %
Творческие – 10 %
Связанные с содержанием труда – 2 %
Материальные – 20 %
Престижные – 23%
Утилитарные – 14%
Данные представлены в диаграмме Приложение 7.
Исходя из данных методики, мы получили, что основными при выборе профессии для данной группы испытуемых являются престижные, материальные, моральные и утилитарные группы мотивов.
При апробации методики «Мотивы успеха и боязнь неудач», предложенной А.А.Раеном испытуемыми было отвечено на 20 вопросов. При подведении итогов мы получили:
Мотивация на неудачу – 19 человек – 38 %
Мотивация на успех – 7 человек – 14 %
Мотивация ближе к избеганию неудачи – 17 человек – 34 %
Мотивация ближе к достижению успеха – 7 человек – 14 %
Наглядно результаты представлены в диаграмме Приложение 8.
Из результатов исследования следует, что у основной массы испытуемых доминируют мотивы на избегание неудач.
Также нами была проведена методика «Мотивы выбора профессии». Было выявлено, что преобладающий вид мотивации у юношей и девушек это внутренние индивидуально значимые мотивы – 34 % и внешние отрицательные мотивы – 25 %, за ними следуют внешние положительные мотивы – 21 % и внутренние социально значимые мотивы – 20 %. Данные наглядно представлены в диаграмме Приложение 9.
Нами были получены результаты при проведении методики «Профессиональные намерения»: доминирующим направлением является увлечения и профессиональные намерения – 47%, жизненные планы испытуемых – 20 %, знания о профессии – 12 %, эффективность профессиональной ориентационной работы – 11 %, оценка своей пригодности к профессии – 10 %.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.