этим данным для каждого испытуемого вычисляются коэффициенты правильности и продуктивности (по каждой минуте работе и общий):
Для обоснованного диагностического вывода количественные показатели должны быть подкреплены и раскрыты с помощью качественного анализа динамики внимания каждого испытуемого. Характер изменений (уменьшение или увеличение, колебания) количества рассмотренных букв и качества ошибок по минутам указывают на устойчивость или неустойчивость, упражняемость или истощаемость внимания. Сопоставление количества просмотренных букв с количеством ошибок на разных стадиях работы позволяет сделать вывод о характере установки испытуемого (установка на точность или скорость работы).
По количеству ошибок можно судить о степени концентрации внимания. Не менее важен качественный анализ ошибок (в связи с тем, что способ работы связан с распределением и сознательным переключением внимания): какие ошибки доминируют на разных этапах выполнения задания. На основании качественного анализа данных и субъективного отчета испытуемых дается развернутая характеристика динамики внимания каждого испытуемого.
Примечание. В психотехнике была принята такая система качественной оценки концентрации внимания в зависимости от величины этого коэффициента:
очень хороший |
81% -100% |
хороший |
61% - 80% |
средний |
41% - 60% |
плохой |
21% - 40% |
очень плохой |
0% - 20% |
ИКСНАНАЕКЕАХВКЕНАХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХН АХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХАХКИКХЕКВКИСВХИХЕ ИСНЕКВИСХВХЕКВЕЕАХВКЕСВСНАИКСНАНАЕКЕАХВК ЕНАХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКЕАХВКЕН АХКИКХЕКВКАХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХКИКХЕКВК ИСВХИХЕИСНЕИНАИЕНАХКИКХЕКВКИСВХИХВКСНАНА ЕКЕАХВВКИСВХАНАЕКЕАХВКЕНАХКИКХЕКВКАЕВХАС ВСЕКЕАХНАХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАЕКВЕЕАХВКЕ СВСНХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХСВСЕКЕАХВИСЕНА КАЕВХАСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКВЕЕАХВКЕСВСНАИКСХЕ КВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХКЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХВИС ЕНАЕКЕАХВКЕНАХКИКХЕКВКАХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИ ЕНАХККВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХВХВКСНАНАЕКЕАХВК ЕНАХКИКХЕКВКАЕВХАКИКХЕКВКИСВХИХВКСНАНАКВ ХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХКИКХЕКВКИСВХИХЕИСНЕИНА ИЕНАХКИКХЕКВКИСВХИХВКСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКЕАИ
СЕНАЕКВЕЕАХВКЕСВСНАСВСЕКЕАХВИСЕНАКАЕВХАС
ХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКЕАХВКЕНАХК
ЕНАЕКЕАХВКЕНАХКИКХЕКВКАХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИ ЕНАХККВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХВХВКСНАНАЕКЕАХВК
ВСЕКЕАХНАХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАЕКВЕЕАХВКЕ СВСНХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХСВСЕКЕАХВИСЕНА КАЕВХАСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКВЕЕАХВКЕСВСНАИКСХЕ КВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХКЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХВИС
ХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКЕАХВКЕНАХК
ЕНАЕКЕАХВКЕНАХКИКХЕКВКАХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИ ЕНАХККВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХВХВКСНАНАЕКЕАХВК
ИСНЕКВИСХВХЕКВЕЕАХВКЕСВСНАИКСНАНАЕКЕАХВК ЕНАХКИКХЕКВКАЕВХАСВСЕКЕАХВИСЕНАЕКЕАХВКЕН АХКИКХЕКВКАХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНАХКИКХЕКВК ИСВХИХЕИСНЕИНАИЕНАХКИКХЕКВКИСВХИХВКСНАНА
Изучение переключения внимания
(Методика "Отыскивание чисел с переключением" - "Квадрат Шульте-Горбова").
Оборудование: секундомеры, указки, черно-красные таблицы. Таблица представляет собой квадрат с рабочим полем 350 х 350 мм, которое разбито на 49 ячеек-квадратов (7 х 7) размером 50 х 50 мм. В ячейках разбросаны в беспорядке 25 черных (от 1 до 25) чисел и 24 красных (от 1 до 24) числа. Числа в ячейках расположены вертикально по центру каждой ячейки. Линии, делящие рабочее поле на ячейки - черные.
Ход опыта
Методика с черно-красной таблицей (квадрат Шульте-Горбова) рассчитана на индивидуальное применение. Испытуемый сидит за столом. Экспозиция таблицы производится во фронтальной плоскости на уровне глаз испытуемого на расстоянии 70 ± 10 см. Для фиксации таблицы удобно использовать два штатива. Перед началом опыта рабочая поверхность таблицы закрывается листом бумаги.
Инструкция испытуемому. "Вам будет показана таблица с черными и красными числами. Наш опыт состоит из трех серий. В первой серии Вы должны находить по порядку все числа черного цвета от 1 до 25. Причем нужно обязательно показать каждое число указкой и назвать его. Во второй серии Вы должны находить все числа красного цвета в обратном порядке от 24 до 1, показывать их и называть. В третьей серии Вам нужно будет поочередно искать числа черного цвета в прямом порядке - от 1 до 25, а числа красного цвета в обратном порядке - от 24 до 1. При этом нужно называть цвет найденного числа и показывать его указкой. Например: один - черное, 24 - красное, 2 - черное, 23 - красное и т.д. Старайтесь работать как можно быстрее и в то же время не делать ошибок».
При чтении текста инструкции рекомендуется в соответствующем месте текста показать испытуемому таблицу (сняв закрывающий ее лист бумаги) и продемонстрировать начало работы в третьей серии на числах: 1 - 24,2 - 23. Убедиться в том, что испытуемый инструкцию понял.
В процессе опыта регистрируется время и характер ошибок в каждой серии.
В течение всего опыта экспериментатор следит за работой испытуемого и, если последний указывает не то число, экспериментатор называет ошибки и требует показать правильно.
Обработка результатов
Чем меньше tn , тем выше скорость переключения внимания. Подсчитывается также количество ошибок, (хотя в известной мере они косвенно отражаются
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.