o Учебная: освоение одного из вариантов методики измерения временных параметров деятельности.
o Практическая: оценка рациональности организации труда и отдыха по материалам самонаблюдения.
Критерии достижения целей – умения: |
Способы
их подтверждения |
1. На основе заданной цели наблюдения определять способы анализа данных – критерии рациональности организации труда и отдыха |
Ø участие в обсуждении Ø описание критериев рациональности организации труда и отдыха |
2. На основе цели наблюдения и выделенных критериев рациональности разрабатывать систему категорий для наблюдения в конкретной ситуации |
Ø участие в обсуждении Ø описание разработанной системы категорий |
3. Проводить наблюдение за временными характеристиками собственного поведения и деятельности |
Ø протоколы наблюдения |
4. Выполнять первичную обработку полученных |
Ø расчеты и результаты первичной обработки полученных данных (количественные показатели за весь период наблюдения, недельная хронограмма) |
5. Выполнять анализ полученных данных для определения признаков рациональности и нерациональности организации труда и отдыха, давать на его основе рекомендации по повышению рациональности |
Ø письменные выводы о рациональности организации труда и отдыха |
6. Определять возможности и ограничения использования методик измерения временных параметров деятельности в работе педагога-психолога |
Ø участие в обсуждении Ø описание возможностей и ограничений использования данных методик в работе педагога-психолога |
Наблюдение, самонаблюдение, внешнее наблюдение, сплошное и выборочное наблюдение, категоризованное и некатегоризованное наблюдение, хронометрия, «фотография дня», хронокарта дня, хронограмма недели.
o Знакомство с методикой измерения временных параметров деятельности.
o Предварительное составление критериев рациональности организации труда и отдыха (с опорой на рекомендованную литературу).
o Определение критериев рациональности организации труда и требований к получению исходных данных.
o Разработка системы категорий для использования при проведении наблюдения с фиксацией данных по схемам хронокарты дня и недельной хронограммы.
Научное или практическое исследование начинается с определения цели наблюдения. В данном случае исследование является учебно-практическим, и его цель уже задана. Предлагаемые варианты методики изучения временных параметров деятельности задают только способы наблюдения и обработки данных и могут использоваться для достижения различных целей. Поэтому до наблюдения важно определить, каким образом на основе данных, получаемых с помощью методик хронометрии, можно делать выводы о рациональности или нерациональности организации труда и отдыха применительно к данной группе испытуемых. Результатом этой работы будет перечень критериев (признаков) рациональности и нерациональности в организации труда и отдыха. Этот перечень в дальнейшей работе может быть расширен. Примером критерия рациональности может служить сбалансированное чередование труда и отдыха, а нерациональности – наличие бесполезных затрат времени.
На основе сформулированных критериев рациональности организации труда и отдыха следует уточнить требования к получению исходных данных. Например, что важно фиксировать в графе «Примечания» при использовании схемы «Фотография дня», какие виды занятий должны относиться к различным категориям при использовании схемы «Хронокарта дня» и т.д.
Для наблюдения с использованием схем «Хронокарта дня» и «Недельная хронограмма» необходимо также разработать систему категорий, опираясь на определенные критерии рациональности организации труда и отдыха.
o Проведение самонаблюдения за временными характеристиками организации труда и отдыха в течение недели с фиксацией данных по следующим схемам:
o «Фотография дня» – первый день наблюдения;
o Хронокарты дня – в течение недели;
o Недельная хронограмма – заполняется на основании хронокарт дня.
При выполнении работы на данном этапе необходимо строго придерживаться описанных в методике схем наблюдения и фиксации данных.
o Обработка данных за 5 полных дней наблюдения (если занятия проводятся один раз в неделю), составление предварительного варианта анализа рациональности организации труда и отдыха.
o Обсуждение полученных результатов: хода наблюдения (возникших вопросов, проблем), способов обработки и анализа данных, поиска путей более эффективного использования своего времени с учетом полученных результатов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.