o Обсуждение разработанной системы категорий, использованных при наблюдении: трудности при отнесении занятий к категориям, возможности доработки системы категорий.
o Обсуждение схем наблюдения, определение их возможностей и ограничений для использования в работе педагога-психолога.
o Обработка данных за полное время наблюдения (7 дней).
o Анализ рациональности организации труда и отдыха, поиск путей более эффективного использования времени.
o Подготовка отчета по результатам освоения темы.
Умения анализировать полученные данные, составлять рекомендации, формулировать выводы и т.п. трудно передать через описания и правила. Поэтому для их развития очень важно содержательное обсуждение результатов наблюдения на занятии. Для этого необходимо до занятия самостоятельно выполнить обработку и анализ имеющихся на данный момент времени данных, опираясь на описания методик. Обсуждение таких предварительных вариантов отчета на занятии дает возможность сравнить различные ситуации, способы делать выводы и другие особенности применения данных методик.
1) Вводная часть: тема, учебная цель работы.
2) Описание плана проведения наблюдения: практическая цель, используемые системы категорий (развернутая – для фиксации на хронокартах дня, обобщенная – для отображения на недельной хронограмме, взаимосвязь между ними), критерии рациональности организации труда и отдыха.
3) Протоколы наблюдения (не менее одного дня – фотография дня, за 7 дней – хронокарты дня).
4) Расчеты и результаты первичной обработки полученных данных (недельная хронограмма, таблица сводных показателей за весь период наблюдения – по развернутой системе категорий)
5) Выводы о рациональности организации труда и отдыха (констатирующее описание полученных фактов, их интерпретация с опорой на выделенные критерии рациональности, рекомендации по повышению рациональности).
6) Описание возможностей и ограничений использования данных методик в работе педагога-психолога.
Методика хронометрии (измерения временных параметров отдельных составляющих деятельности) широко применяется в психологии труда и смежных с нею областях знания. Хронометрия чаще всего используется в сочетании с другими техниками в рамках наблюдения, эксперимента, тестирования.
Рассматриваемые ниже схемы хронометрии более приемлемы для самонаблюдения. В форме, когда роли наблюдателя и испытуемого разделены, хронометрия обычно используется для наблюдения в рамках отдельных временных интервалов.
Данная схема предполагает некатегоризованное наблюдение за использованием времени. В протоколе фиксируются все занятия в течение дня: отмечается время их смены, и дается краткое описание в свободной форме. Предлагаемая схема ведения протокола приведена ниже (Приложение, таблица 1). В первую графу записывают время начала и завершения каждого вида деятельности. Во второй графе дается описание (название) занятия или вида деятельности. Графа "Примечания" может использоваться для заметок по поводу субъективного представления об эффективности потраченного на то или иное занятие времени. Сюда же впоследствии можно записывать замечания при анализе систем категорий, разработанных для наблюдения с использованием хронокарт и хронограмм.
Применительно к наблюдению за организацией труда фотография рабочего дня может быть "сплошной" (протокол ведется в течение всей рабочей смены) и "выборочной" (если трудовая деятельность носит циклически повторяющийся характер, и для ее характеристики достаточно зафиксировать несколько последовательных циклов).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.