Для наблюдения в соответствии с данной схемой используется предварительно разработанная система категорий, охватывающая все виды занятий испытуемого. Для разработки этой системы могут использоваться протоколы "фотографий дня". Фиксация результатов наблюдения осуществляется на специальном бланке (Приложение, таблица 2).
Наблюдатель определяет, к какой категории относится та работа, которую выполняет испытуемый или то состояние, в котором он находится (в случае самонаблюдения позиции наблюдателя и испытуемого будут совмещены), и заштриховывает клетки, которые соответствуют потраченному на данное занятие времени.
Для более компактного представления результатов наблюдения может использоваться схема фиксации на бланке недельной хронограммы (Приложение, таблица 4). В этом случае различные категории занятий отмечаются разными цветами (штриховкой). Применение такой схемы фиксации накладывает ограничение на число категорий видов занятий – при включении в систему более 4-5 категорий хронограмму будет затруднительно "читать" и анализировать.
Рассмотренные схемы наблюдения и фиксации результатов хронометрии могут применяться как взаимодополняющие. Использование в течение нескольких дней "фотографий дня" дает необходимый материал для разработки категорий видов занятий.
При совместном использовании для фиксации данных хронокарт дня и недельных хронограмм системы категорий необходимо разрабатывать взаимосвязано, так чтобы они отличались только степенью детализации. Например, для отражения в хронограмме можно выделить категорию "академическая нагрузка", которая при записи в хронокартах дня подразделяется на частные категории "аудиторные занятия", "работа в библиотеке" и др.
Недельная хронограмма может заполняться как непосредственно, так и на основе хронокарт дня. В этом случае каждая категория, использованная при фиксации данных в хронокартах дня, должна однозначно соотноситься с категорией, используемой в заполнении недельной хронограммы.
Для анализа данных используются как непосредственно протоколы наблюдения в соответствии с указанными схемами, так и количественные результаты наблюдения. В последнем столбце хронокарты дня следует записать общее время, потраченное за день на занятия каждой категории. Эти результаты сводятся затем в общую таблицу за весь период наблюдения (см. Приложение, таблица 3). Для избежания ошибок в дальнейших расчетах желательно сразу переводить показатели из минут в десятичные дроби – доли часа. Аналогично может составляться таблица расчета средних затрат времени по категориям, используемым в недельной хронограмме.
Результаты наблюдения по дням обобщаются с использованием следующих показателей:
Min – наименьшее время, затраченное на данную категорию за период наблюдения;
Max – наибольшее время, затраченное на данную категорию за период наблюдения;
Среднее значение – среднее арифметическое затрат времени по каждой категории за весь период наблюдения (если при фиксации данных и при расчетах не было допущено ошибок, сумма по этому столбцу должна составить 24 часа).
% – процент времени, затраченного в среднем на каждую категорию (доля среднего значения по категории от 24 часов или «средней длины суток» при наличии ошибок в протоколах, которые уже невозможно исправить).
Оценка рациональности использования времени осуществляется на основе критериев, которые определяются в зависимости от цели и общей ситуации исследования. В качестве наиболее общих критериев рациональности распределения времени можно назвать: чередование труда и отдыха, смена занятий, требующих умственной и физической активности, равномерность распределения затрат времени на определенную категорию по дням недели и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.