Автоматизированная система управления «Экспресс-3», страница 10

             База данных «Экспресс-3» представляет собой файловую систему, реализованную на специализированном программном обеспечении, разработанном ВНИИУП МПС и его предшественниками. Это программное обеспечение основано на использовании метода доступа физического уровня (EXCP) и реализует многие механизмы современных СУБД. Для обеспечения сохранности информации при сбоях и отказах технических средств ведутся две идентичные копии базы данных. База данных “Экспресс-2” реализована в системной архитектуре S/370 и, в силу использования метода доступа физического уровня, является аппаратнозависимой по отношению к новым типам накопителей на магнитных дисках.

  В настоящее время имеются высокопроизводительные и надежные дисковые накопители, для большинства решений в области информатизации железнодорожного транспорта используется системная платформа S/390 и СУБД DB2, имеющие интерфейсы со всеми необходимыми аппаратными, сетевыми и программными средствами. В связи с этим база данных системы «Экспресс-3» также строится на основе системы S/390 и СУБД DB2.  База данных системы «Экспресс-3» в СУБД DB2 ведется в одном экземпляре. Набор очередей подсистемы MQS также ведется в одном экземпляре. При этом обеспечение безопасности данных на случай сбоев и отказов технических средств производится следующим образом:

-  база данных размещается на дисковом массиве, обеспечивающем полной зеркальной копии данных на аппаратном уровне;

-  журнал изменений базы данных и архив запросов (EXP.DATA.REQ) размещается на дисковом массиве отличном от того, на котором ведется рабочая база;

-  ежесуточно выполняется копирование базы данных на дисковый массив, отличный от того, на котором ведется рабочая копия базы данных и на картриджный накопитель, хранящийся вне машинного зала.

Поиск решений по созданию новой структуры центров «Экспресс»

На современном этапе происходит постепенное объединение действующих региональных центров системы «Экспресс-3» в два центра обработки данных (ЦОД) на базе ИВЦ Октябрьской и Московской железных дорог.

Рис. 15 Структурная схема Центров обработки данных на базе системы «Экспресс-3»

На первом этапе – объединяются шесть региональных систем в 2-х ЦОД (четыре в ЦОД Санкт-Петербург и два в Москве). Обслуживание и администрирование системного программного обеспечения и СУБД при этом выполняет персонал ЦОД, а технологическое обслуживание – персонал отделов дорожных ИВЦ. При этом технологические функции главной дороги в региональной системе сохраняются за ИВЦ, в котором ранее эксплуатировалась данная региональная система. Однако для выполнения данного комплекса работ предварительно необходимо провести ряд мероприятий:

1.  модернизацию вычислительных комплексов ИВЦ Октябрьской и Московской железных дорог с целью обеспечения необходимой вычислительной мощности;

2.  модернизацию сети передачи данных с целью обеспечения требуемой производительности узлов и пропускной способности сети передачи данных;

3.  модернизацию программно-технического комплекса обеспечения информационной безопасности;

4.  организовать круглосуточный персонал администраторов ОС, СУБД, СПД и безопасности в ЦОД.

На втором этапе необходимо разработать технологию, программное обеспечение, модернизировать терминальное оборудование региональных систем ЦОД с целью снятия технологических ограничений на количество обслуживаемых терминалов одной системой «Экспресс-3» и запуска 2-х полнофункциональных катастрофоустойчивых систем «Экспресс-4».

Заключение

Комплекс аналитической базы данных системы «Экспресс-3» собирает и хранит уникальную информацию о пассажирских перевозках, которой ранее никогда не было. База данных содержит более 200 видов объектов и занимает около 300 Гигабайт памяти. Работа с такой базой данных требует высокой квалификации специалистов и опыта работы с продуктами фирмы IBM.