8. Орлов А.С. , Георгиев В.А., Георгиева И.Г., Сивохина Т.А. История России. Учебник. 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 2006.
9. Отечественная история для технических вузов. - СПб., 2005.
10. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 г. Учебник для вузов. - М., 2004.
11. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до 1618 г. Учебное пособие для вузов. - М., 2004.
ТЕМА 7. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма.
Начать изучение темы необходимо с того, что предпосылки становления абсолютизма были заложены во второй половине XVII в. Студентам рекомендуется сравнить процесс становления абсолютизма в России с аналогичным процессом в Западной Европе. Необходимо знать, что означает абсолютизм как форма правления и как историческое явление, каковы признаки абсолютизма. Обратите внимание на то, что вопрос о времени становления абсолютизма в России является дискуссионным.
Рассматривая предпосылки становления абсолютизма во второй половине XVII века, необходимо остановиться на деятельности двух выдающихся государственных деятелей того времени – А.Л. Ордин-Нащокина и В. В. Голицына. Это обусловлено тем обстоятельством, что их начинания в определённой мере предвосхитили деяния Петра I, а в чём-то даже представляли альтернативный петровскому путь развития России.
Изучая особенности петровских преобразований, обратите внимание на то, что они проводились под влиянием европейских образцов, охватывали все стороны жизни общества, осуществлялись на основе государственной системы крепостного права, при отсутствии четкой системы в проведении. Рекомендуется определить цели и раскрыть основные направления реформ Петра I.
Анализируя эпоху петровских преобразований, обратите внимание на зависимость внутренней политики от внешней. Рассматривая основные направления внешней политики Петра I, полезно обратиться к её истокам, лежащим в предшествующем столетии. Рекомендуется обратить внимание на новые методы решения старых внешнеполитических проблем, проанализировать причины успеха и неудач внешнеполитического курса Петра I и сделать обобщающий вывод относительно эффективности этого курса.
Характеризуя период дворцовых переворотов как борьбу за власть после смерти Петра I между различными группировками, определите причины дворцовых переворотов. Обратите внимание на тот факт, что решающую роль в дворцовых переворотах играло дворянство. Поэтому внутреннюю политику этого периода можно определить как продворянскую. Важно отметить рост привилегий дворянства, с одной стороны, и, с другой, освобождение этого сословия от обязанностей, прежде всего от обязанности обязательной бессрочной службы. Студентам рекомендуется изучить, как на фоне роста дворянских привилегий развивались крепостнические отношения. Приведите примеры, подтверждающие тезис о том, что в XVIII в. развитие крепостничества достигло своего максимального развития.
Изучение внешней политики России периода дворцовых переворотов следует начать с характеристики геополитической ситуации, в которой оказалась страна после смерти Петра I. Вспомните, какие внешнеполитические задачи не удалось решить Петру I. Каким образом это повлияло на формирование основных направлений внешней политики Российской империи в 20-50-е гг. XVIII в. Анализируя причины Семилетней войны, следует указать, что Россия вступила в нее из-за усиления растущей мощи Пруссии и выполняя свои обязательства перед союзниками.
При изучении экономического развития Российской империи в XVIII в. обратите внимание, что экономика этого периода развивалась на крепостнической основе, при этом пока еще успешно конкурировала с экономиками более развитых стран. Подтвердите конкретными примерами тезис о том, что с 60-х годов XVIII в. в российской экономике формируется капиталистический уклад.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.