Методические рекомендации и контрольно-измерительные задания для самостоятельной работы по дисциплине "Отечественная история", страница 2

Проанализируйте весь комплекс факторов, определивших особенности российского исторического процесса. Детально остановитесь на изучении воздействия геополитического (открытость границ, удаленность от древних центров цивилизации, полиэтнический состав государства и др), природно-климатического (отсутствие высокопродуктивных земель; короткий цикл сельскохозяйственных работ; предопределенность экстенсивного развития страны), религиозного фактора на процесс формирования российской государственности. Почему, по мнению ряда историков, российская государственность относится к обществу традиционного типа? Какие черты присущи подобному обществу?

В процессе самостоятельного изучения темы обязательно остановитесь на анализе различных точек зрения на место России в мировом историческом процессе. Какие аргументы выдвигаются сторонниками той или иной концепции? Какая точка зрения является для вас наиболее аргументированной?

Обратите внимание на то, что большинство авторитетных историков склоняются к мысли о том, что Древнерусское государство возникло, прежде всего, на основе внутреннего развития восточнославянского мира, как результат определенных и закономерных социальных, хозяйственных и военно-политических сдвигов в ходе генезиса (становления, развития) классового общества.

Многие предпосылки образования Древнерусского государства аналогичны тем, что сложились в других странах Европы.

ЛИТЕРАТУРА

1.  История и философия отечественной исторической науки: учеб. пособие для вузов / Р. Г. Пихоя, Н. М. Рогожин, А. И. Комиссаренко и др. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

2.  История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов, Б. Н. Флоря, Н. В. Козлова, Л. Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.

3.  История России: учебник для вузов / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006.

4.  История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007.

5.  Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. Учебник. – М.: Просвещение, 2006.

6.  Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. М. 2006.

7.  Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2006, 2007.

8.  Смоленский Н.И. Теория и методология истории: учеб. пособие для вузов / Н. И. Смоленский. - М.: Академия, 2007.

Тема 2. Сущность, формы, функции исторического знания.

Самостоятельное изучение темы рекомендуется начать с определения объекта и предмета истории. Назовите основные функции исторического знания. Раскройте роль познавательной, интеллектуально-развивающей функции. Подумайте, в чем заключается практически-политическая и мировоззренческая функции истории. Какова роль воспитательной функции исторического знания. Обратите внимание, что основными принципами научного исследования истории являются принципы объективности, историзма, социального подхода и всесторонности. Назовите методы изучения истории. Обратите внимание, что на практике, как правило, применяется несколько методов, причем часто только некоторые их элементы.

Дайте определения понятию «исторический источник». Назовите основные виды источников и их примерную классификацию.

ЛИТЕРАТУРА

1.  История и философия отечественной исторической науки: учеб. пособие для вузов / Р. Г. Пихоя, Н. М. Рогожин, А. И. Комиссаренко и др. - М.: Изд-во РАГС, 2006.

2.  История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие для вузов / Л. В. Милов, Б. Н. Флоря, Н. В. Козлова, Л. Н. Вдовина; под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2006.

3.  История России: учебник для вузов / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006.