Методические рекомендации и контрольно-измерительные задания для самостоятельной работы по дисциплине "Отечественная история", страница 19

ТЕМА 19. Советский Союз в середине 60-х – 80-е гг.: нарастание кризисных явлений.

Рекомендуется обратить внимание на то, что в этот период происходил постепенный переход от  политической стабильности к нарастанию застойных явлений в различных сферах жизни советского общества.Проанализируйте причины установления консервативного политического курса с середины 60-х гг. В чем он  нашел наиболее яркое выражение?Студентам следует обратить внимание на те факторы, которые обеспечили стабильность режима Брежнева.Выделяя важнейшую составляющую нового политического курса - концепцию «развитого социализма» - поясните, когда и почему она была разработана, в чем суть ее теоретических положений.

Обратите внимание на принятие новой Конституции СССР в 1977 г.: на ее идеологические подходы, новые разделы о государственном строительстве, на новые социально-экономические права советских граждан.Приведите примеры растущего разрыва реальной жизни от теоретических положений официальной идеологии.

Характеризуя политический режим в СССР в 60-70-е гг., обратите внимание на место КПСС в политической системе советского общества, усиление контроля со стороны партийного аппарата над всеми сторонами жизни общества. Необходимо также уяснить, в чем проявилось противоречивость общественно- политического развития в эти годы.

Характеризуя советскую национальную политику в эти годы, назовите идеологические положения и политические идеи, на которых она строилась.

Рассматривая  проблему поиска путей  упрочения социализма при Ю.В.Андропове и К.У.Черненко, следует проанализировать, как они понимали состояние страны и перспективы ее развития.

Отмечая тесную связь социальных процессов с экономическим развитием СССР, необходимо обратить внимание на противоречивость развития социальной сферы в эти годы. Назовите примеры конкретных достижений и недостатков социальной политики.

Характеризуя социальную структуру советского общества, необходимо  указать на процесс урбанизации, на изменение социального состава в развитых регионах страны, прежде всего в России. Следует обратить внимание на изменение жизненного уровня населения в эти годы, как изменились жизнь и быт советского человека (в городе, в деревне). Обратите внимание, как происходил рост благосостояния народа, за счет чего он достигнут. Проанализируйте повседневную жизнь в эпоху развитого социализма, насколько она соответствовала идеологическим установкам. Охарактеризуйте кризисные явления в социальной сфере.

Прослеживая динамику развития духовной сферы жизни  советского общества в эти годы, необходимо  показать основные тенденции. Следует уяснить, какие перемены произошли в духовном климате советского общества, привести примеры духовного кризиса.

Проанализируйте общественно-политическую атмосферу в советском обществе в эти годы. Охарактеризуйте следующие общественно-политические направления: консервативное, «шестидесятников», оппозиционное. Понимая инакомыслие как серьезное социальное явление, необходимо обратить внимание на борьбу с ним КПСС и подчиненным ей органов госбезопасности. Необходимо знать причины, основные направления и этапы развития диссидентского движения в СССР. Следует определить идейные основы диссидентского движения. Какие независимые общественные организации, оформившиеся в СССР во второй половине 60-х-начале 80-х гг. вы знаете. Подумайте, чем была вызвана третья волна эмиграции из СССР. Приведите примеры усиления идеологического пресса в художественной культуре. Какие новые формы воздействия властей на творческую  интеллигенцию появились в эти годы?

Завершая самостоятельное изучение темы, определите, почему не удалось остановить нарастание застойных явлений в обществе в 70-первой половине 80-х гг.

ЛИТЕРАТУРА.

1.  Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России. 1917-2004. Учебное пособие для студентов вузов.- М.: Аспект Пресс, 2005.

2.  История России. ХХ век. Документы и материалы. Учебное пособое в 2-х кн. - М., 2004.

3.  История России: Учебник/ А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.: Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 2006. (Для технических вузов).