В процессе самостоятельной работы над темой рекомендуется изучить эволюцию форм собственности на землю: проследите, в результате каких мер государства происходит постепенное выравнивание правового статуса вотчины и поместья и превращение их в единую форму земельной собственности.
Необходимо уяснить, что экономика страны вплоть до 1861 г. развивалась на крепостнической основе. В этой связи вспомните причины и основные этапы оформления крепостного права в России. Охарактеризуйте правовое положение различных категорий крестьян к началу XIX в. Обратите внимание, что во второй четверти XIX столетия стали проявляться признаки кризиса крепостнической системы хозяйства: падение производительности труда в условиях барщины, превращение оброчного крестьянского хозяйства в мелкотоварное.
Характеризуя развитие мануфактурно-промышленного производства, вспомните, когда и в каких отраслях возникли первые мануфактуры и, чей труд на них использовался. Детально изучите начало промышленного переворота в России, определив его хронологические рамки. Какие две задачи решались в ходе промышленного переворота? Сопоставьте процесс промышленного переворота в России и в Европе, выделив общие и особенные черты.
Рассматривая итоги социально-экономического развития России к середине XIX в. обратите внимание на переплетение новых отношений (укрепление капиталистического уклада) и пережитков старого крепостнического строя. Приведите примеры негативного влияния на замедление экономического роста сохранения крепостнических пережитков. Затем рекомендуется перейти к изучению всего комплекса причин отмены крепостного права в России.
Выделите основные этапы подготовки крестьянской реформы. Необходимо знать содержание крестьянской реформы, а также ее положительные и отрицательные последствия.
Самостоятельное изучение социально-экономического и политического развития пореформенной России рекомендуется исходя из сопоставления Великих реформ Александра II и их судьбы в период царствования Александра III. Обратите внимание на различные оценки историками внутренней политики Александра III.
ЛИТЕРАТУРА:
1. История России: учебник для вузов / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев и др.; под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2006.
2. История России: учебник для вузов / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Велби: Проспект, 2007.
3. Книга для чтения по истории России для студентов-иностранцев / сост. Вовчук В.Н. и др.; РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, Каф. политической истории Отечества. - М., 2006. - 60 с. - Электронная версия.
4. Корнилов А.А. Курс истории России XIX века.- М., 1993.
5. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. История России. Учебник. – М.: Просвещение, 2006.
6. Мунчаев Ш.М. История России. Учебник для вузов. М. 2006.
7. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров. - 4-е изд. - М.: Высшая школа, 2006, 2007.
ТЕМА 9. Общественная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
В процессе самостоятельного изучения темы рекомендуется обратить внимание, что судьбу России во многом определяла общественно-политическая мысль, которая в XIX в. была необычайно разнообразна по содержанию. Дайте определение понятию «консерватизм». В чем заключались отличия либерального и охранительного консерватизма? Назовите основные течения в либеральном консерватизме, их представителей, основные идеи. Каковы основные идеи сторонников охранительного консерватизма? Определите этапы становления либерализма в России. Какую роль в общественной жизни страны второй половины XIX в. сыграл земский либерализм?
Характеризуя революционно-демократическое течение, определите его идейную основу. Выделите и сопоставьте основные черты революционного и либерального народничества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.