Тема 3. МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА
Вопрос 1. Структурная целостность культуры
Культура включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами.
В силу того, что человек по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Для удовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу, одежду, жилища и т.д. Для удовлетворения духовных потребностей человек создает духовные ценности, нравственные и эстетические идеалы, науку, искусство. Следовательно, деятельность человека распространяется на все каналы материальной и духовной культуры.
Генезис и развитие культуры идут как целостный процесс с усвоением и сохранением ценностей прошлого, трансформацией и обогащением их в настоящем и передачей этих ценностей для культуры будущего.
Структурная целостность проявляется в том, что культурные ценности имеют субординацию и иерархию. Одни занимают центральное месть, другие – второстепенное, третьи – локальное. Целостность культуры опирается на целостность природы. Целостность культуры, с которой человек сталкивается в повседневной жизни, - это целостность материальной и духовной жизни человека. Материальная культура включает в себя различные артефакты, где природный объект превращен в вещь. Т.е. предмет, свойства и характеристики которого заданы и продуцированы человеком.
В материальную культуру входят средства производства – сырьевые ресурсы, орудия труда. Средства потребления, созданные в процессе производства. Кроме того, культура хранит материальные ценности прошлого – памятники, археологические объекты, старинные вещи.
Артефакты духовной культуры – это нормы, обычаи, образцы поведения человека. Это такие нравственные, эстетические, религиозные, политические идеалы и ценности, научные знания.
Обычаи – одно из самых древних явлений духовной культуры, они присутствуют в любой культуре. Обычаи – это привычные, мало подвергаемые осознанию, целостные образцы поведения. Обычаи включают в себя традиции (обряды, ритуалы). Обычаи могут иметь разрешающий или запретительный характер. Они выступают как нормирующий механизм, т.к. они регулируют, упорядочивают поведение людей.
Норма – артефакт духовной культуры, который сложился на базе обычаев. Нормы могут быть экономические, политические, технические, нравственные, правовые и т.п. Нормы не имеют ритуального или обрядного характера, но они упорядочивают поведение людей запретительным или разрешительным образом.
Более высокий уровень духовной культуры – ценности. Ценность включает в себя не только обычаи и нормы, но и интерес, потребность, долг, идеал. Ценность подразумевает возможность выбора, допускает полярность решений, т.е. обладает двойственной природой.
Типология ценностей:
1. Ценности витальные – здоровый образ жизни
2. Ценности социальные – социальное благополучие, благосостояние
3. Ценности политические – свобода, безопасность, равенство
4. Ценности нравственные – справедливость, добро и т.п.
5. Ценности религиозные – смысл жизни, цели будущего
6. Ценности художественно-эстетические – идеалы прекрасного, возвышенного.
7. Ценности семьи – идеалы семейного уюта, взаимопонимания, уважения, гармонии.
8. Ценности трудовые – идеалы мастерства, таланта и т.п.
Вопрос 2. Формы материальной культуры. География материальной культуры
Среди множества элементов культуры, отражающих различия стран и народов, можно выделить главные элементы материальной культуры: жилище, одежда, пища.
Жилище. Постройка помещений для жилья – одно из самых древних и всеобщих для человечества трудовых процессов. Первоначально человек приспосабливал для жилья пещеры, строил шалаши, настилы на развилках деревьев. От простейших прототипов долгая эволюция привела к созданию многообразия форм жилища. В настоящее время жилища различаются у народов только в сельской местности. В городах индустриальное зодчество, хотя и стремится сохранить национальный стиль архитектуры, в целом стирает местные особенности в этом элементе культуры.
Европа. Два типа крестьянских жилищ.
Каркасно-столбовые постройки с косыми балками – консолями, пространство между которыми заполняется не несущим вертикальной нагрузки материалом – фахверх (Англия, Франция, Германия, Скандинавия).
Срубленный дом из горизонтальных бревенчатых венцов (Восточная Европа, Альпы, Пиренеи; есть региональные различия).
Северная Африка, южная Европа, Юго-Западная, Средняя и Центральная Азия вплоть до северной Индии – глинобитное (иногда каменное, но обмазанное глиной), нередко побеленное жилище с плоской или купольной крышей. Глина утрамбовывается между дощатой опалубкой, которая потом переносится для сооружения следующего участка стены. Древесина используется экономно, для перекрытий потолка, оконных рам, дверей. У зажиточных хозяев стены возводятся из камня, кирпича и обмазываются глиной.
Почти у всех народов, ведущих кочевой образ жизни, преобладают переносные жилища. Тюркоязычные и монголоязычные народы – юрта, каркасно-войлочная.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.