Европа – квас, газированная вода, соки. Повсеместно – чай, кофе, шоколад.
Происхождение: чай – юг Китая, кофе – Эфиопия, шоколад – Мексика. Виноградное вино – происходит из Востока Средиземноморья. Распространено повсеместно за исключением исламских стран. На основе вин стали изготовлять этиловый спирт (Италия XI в.). Это открытие привело к распространению водки, виски, джина, коньяка, рома и т.п.
Описанными выше наиболее характерными видами жилища, одежды и пищи не исчерпывается многообразие материальной культуры.
Вопрос 3. Структура и ценности духовной культуры. Формы духовной культуры
Духовная культура существует в двух взаимосвязанных формах:
1. в форме духовного мира отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов;
2. в форме духовных продуктов – научных работ, книг, законов и т.д. – духовных ценностей.
Духовная ценность – результат различных видов умственной и художественной деятельности человека, получивший общественное признание и ставший фактором культуры.
Следовательно, не вся творческая деятельность приносит результат в качестве духовной ценности. Книга, полотно и т.д., не признанные обществом, не становятся духовными ценностями.
Духовные ценности могут классифицироваться по двум признакам:
1. по своему содержанию;
2. по степени распространенности.
По содержанию духовные ценности делятся на продукты науки, искусства, нравственности.
Научные ценности – это проверенные практикой человека знания.
Нравственные ценности – это нравственные нормы, обычаи и законы, которые направлены на благо человека. Нравственны лишь те виды отношений между людьми, при которых за высшую ценность признается человеческая жизнь.
Художественные ценности (ценности искусства) – это продукты области духовной деятельности, базирующейся не только на разуме, но прежде всего на чувствах.
Ортега: «Наука – первая ступень на пути разрешения проблемы человека; мораль – вторая ступень. Искусство – это попытка добраться до самого сокровенного, тайного».
По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческими, национальными, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.
Общечеловеческие духовные ценности признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. Любовь, честность, милосердие, мудрость, дружба и т.п. Национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
Сословно-классовые духовные ценности – интересы и мироощущение отдельных классов и социальных слоев. Локально групповые духовные ценности – отражение некоторых социально-типичных предпочтений в сфере культуры: секты, касты, рокеры и т.п. Семейные духовные ценности – семейные традиции: нравственные, профессиональные, художественные, бытовые. Индивидуально-личностные духовные ценности – предметы, идеи, присущие отдельно взятому человеку.
Подвижность духовных ценностей выражается в способности переходить с одного уровня в другой, подниматься с индивидуального уровня до общечеловеческого.
Закономерности духовных ценностей:
1. Их относительная подвижность убывает по мере того, как они становятся достоянием все большего количества людей. Общечеловеческие духовные ценности наиболее устойчивы и не зависят от политики. Индивидуальные духовные ценности непрерывно меняются в течение жизни.
2. Чисто духовные ценности более долговечны, чем их материальные воплощения. Скульптуру, памятник легче уничтожить, чем образ, память.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.