Материальная и духовная культура. Формы материальной культуры. География материальной культуры. Структура и ценности духовной культуры. Формы духовной культуры, страница 4

Европа – квас, газированная вода, соки. Повсеместно – чай, кофе, шоколад.

Происхождение: чай – юг Китая, кофе – Эфиопия, шоколад – Мексика. Виноградное вино – происходит из Востока Средиземноморья. Распространено повсеместно за исключением исламских стран. На основе вин стали изготовлять этиловый спирт (Италия XI в.). Это открытие привело к распространению водки, виски, джина, коньяка, рома и т.п.

Описанными выше наиболее характерными видами жилища, одежды и пищи не исчерпывается многообразие материальной культуры.

Вопрос 3. Структура и ценности духовной культуры. Формы духовной культуры

Духовная культура существует в двух взаимосвязанных формах:

1.  в форме духовного мира отдельного человека и его деятельность по созданию духовных продуктов;

2.  в форме духовных продуктов – научных работ, книг, законов и т.д. – духовных ценностей.

Духовная ценность – результат различных видов умственной и художественной деятельности человека, получивший общественное признание и ставший фактором культуры.

Следовательно, не вся творческая деятельность приносит результат в качестве духовной ценности. Книга, полотно и т.д., не признанные обществом, не становятся духовными ценностями.

Духовные ценности могут классифицироваться по двум признакам:

1.  по своему содержанию;

2.  по степени распространенности.

По содержанию духовные ценности делятся на продукты науки, искусства, нравственности.

Научные ценности – это проверенные практикой человека знания.

Нравственные ценности – это нравственные нормы, обычаи и законы, которые направлены на благо человека. Нравственны лишь те виды отношений между людьми, при которых за высшую ценность признается человеческая жизнь.

Художественные ценности (ценности искусства) – это продукты области духовной деятельности, базирующейся не только на разуме, но прежде всего на чувствах.

Ортега: «Наука – первая ступень на пути разрешения проблемы человека; мораль – вторая ступень. Искусство – это попытка добраться до самого сокровенного, тайного».

По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческими, национальными, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.

Общечеловеческие духовные ценности признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. Любовь, честность, милосердие, мудрость, дружба и т.п. Национальные духовные ценности – это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.

Сословно-классовые духовные ценности – интересы и мироощущение отдельных классов и социальных слоев. Локально групповые духовные ценности – отражение некоторых социально-типичных предпочтений в сфере культуры: секты, касты, рокеры и т.п. Семейные духовные ценности – семейные традиции: нравственные, профессиональные, художественные, бытовые. Индивидуально-личностные духовные ценности – предметы, идеи, присущие отдельно взятому человеку.

Подвижность духовных ценностей выражается в способности переходить с одного уровня в другой, подниматься с индивидуального уровня до общечеловеческого.

Закономерности духовных ценностей:

1. Их относительная подвижность убывает по мере того, как они становятся достоянием все большего количества людей. Общечеловеческие духовные ценности наиболее устойчивы и не зависят от политики. Индивидуальные духовные ценности непрерывно меняются в течение жизни.

2. Чисто духовные ценности более долговечны, чем их материальные воплощения. Скульптуру, памятник легче уничтожить, чем образ, память.