ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ
Исторический подход к культуре предполагает рассмотрение развития ее во времени. Для того чтобы рассмотреть развитие культуры во времени, необходимо решить проблему периодизации.
Периодизация – это условное деление процесса на хронические периоды в соответствии с их отличительными особенностями на основе определенного критерия.
Культурология, как новая наука, тесно связанная с историей, использует уже сложившиеся в историографии схемы периодизации. Используются 2 принципа: линейный и циклический.
Линейный принцип – историко-культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого к сложному, что находит выражение в термине "прогресс".
Циклический принцип – отрицает идею прямолинейного культурного прогресса и представляет собой осмысление истории как постоянное возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.
Наиболее известные формы периодизации: формационная, индустриальная.
Формационная теория (К. Маркс) различает следующие типы культур:
· первобытнообщинную;
· рабовладельческую;
· феодальную;
· капиталистическую;
· социалистическую (коммунистическую).
Индустриальная теория делит историю человечества и его культуру на 3 стадии:
· доиндустриальное общество (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное);
· индустриальное общество (капитализм);
· постиндустриальное общество (информационные технологии).
И та, и другая теории имеют свои достоинства и недостатки. Достоинство данной периодизации – возможность увидеть культурный процесс и в целом, и в виде отдельной его стадии.
Недостаток – применительно к культуре данная периодизация очень общая, слишком экономизирована и политизирована.
При характеристике исторических эпох с опорой только на культурные критерии возможна более точная периодизация, однако, она будет ограничена временем и пространством.
В культурологии и в настоящее время применяют периодизацию первобытного общества, предложенную Титом Лукрецием Каром (99-55 г. до н.э.).
Этот римский ученый разделил первобытную эпоху на каменный век, медный, бронзовый и железный. Эта периодизация основывалась на критерии материальной культуры.
Каменный век – 2 млн. – 5 тыс. лет до н.э. – орудия труда изготавливались из камня. Люди жили в условиях человеческого стада, беспорядочных половых связей, занимались охотой, рыболовством и собирательством.
Медный век – IV-III тысячелетие до н.э. – человек пользовался как камнем, так и медными орудиями труда, следовательно, появляется металлургия, кроме охоты и собирательства появляется скотоводство и земледелие. Развивается рисуночное письмо.
Бронзовый век – III-I тысячелетие до н.э. – орудия труда из бронзы. Развивается кочевое скотоводство, поливное земледелие, совершенствуется письменность. Возникают рабовладельческие государства в Египте, на Ближнем Востоке, в Индии, Китае, Америке.
Железный век – I тысячелетие до н.э. – железные орудия труда. Античность. Западно-Европейская и Северо-Американская цивилизации унаследовали от Античности:
а) основы наук;
б) основные эстетические формы;
в) основные нормы государства и права;
г) основные нравственные нормы и религию.
Античность – Древняя Греция, Древний Рим.
Средневековье – V-XV вв.
Эпоха Возрождения (Ренессанс) – XIV-XVI вв.
Век Просвещения – XVII - 1-я пол XIX вв.
На основе чисто культурных критериев разработана общепризнанная периодизация культурного развития Западной Европы: Средневековье, Эпоха Возрождения, Век Просвещения.
Средневековье – эпоха господства религиозных догм, схоластики, инквизиции, феодальной замкнутости, забвения Греко-римской культуры. Средневековье считается временем культурного регресса западноевропейской культуры. Для средневековой культуры характерны отказ от самоценности человеческой личности, ее права на поиски истины, отказ от свободы творчества, отрицание гуманизма.
Ренессанс – возрождение культурного наследия античности, защита гуманистических идеалов, индивидуализм, отрицание схоластики и аскетизма, великие географические открытия – вот главные черты этой эпохи.
Век Просвещения (Франция, Германия, Англия) – вера в безграничные возможности разума, антирелигиозные мотивы, борьба с неравенством в обществе, надежда на силу воспитания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.