Т2=89,86 Н×м, n2=673,6 мин-1, ширина шестерни 36 мм, диаметр шестерни d=119,19 мм (z=78. m=1,5), b=10,73; на входном конце вала установлена звездочка FОП=779,63 Н; материал вала - сталь 45ХН, улучшенная, sв=850 МПа, sг=600 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двух кратная кратковременная перегрузка.
Решение: 1. Определяем силы в зацеплении:
2.1.Находим реакции в вертикальной плоскости: RАВ+ RВВ =Fr
RВВ×96 –Fr×54 +Fa×(d/2)=0 ÞRВВ=670,78 Н
RАВ=Fr - RВВÞRАВ=837,06 Н
2.2. Находим реакции в горизонтальной плоскости: RАГ+ RВГ =FОП+Ft
RВГ×96 -FОП×80 -Ft×54=0 ÞRВГ=1496,16 Н
RАГ=FОП +Ft - RВГ ÞRАГ=788,31 Н
3. Уточняем диаметр вала:
4. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры:
диаметр в месте посадки шестерни dш=40 мм; диаметр в месте посадки подшипников dп= dш-5=35 мм; диаметр в месте посадки звездочки dз=dп-5=30 мм.
Т3=338,05 Н×м, n3=168,4 мин-1, ширина шестерни 36 мм, диаметр шестерни dш=144 мм (z=96, m=1,5), b=10,73; диаметр колеса dк=481,34 мм (z=315, m=1,5), b=0; материал вала - сталь 45ХН, улучшенная, sв=850 МПа, sг=600 МПа. Срок службы длительный, нагрузка близка к постоянной, допускается двух кратная кратковременная перегрузка.
Решение:
1.1. Определяем силы в зацеплении:
1.2. Определяем силы в зацеплении:
2.1.Находим реакции в вертикальной плоскости: RАВ-RВВ =FrШ- FrШ
RВВ×288–FrШ×213+FrК×54–Fa×(d/2)=0 ÞRВВ=1388,73 Н
RАВ=FrШ- FrВВ+RВВÞRАВ=2577,28 Н
2.2. Находим реакции в горизонтальной плоскости: RАГ- RВГ =FtШ+FtК
RВГ×288 –FtШ×213 -FtК×54=0 ÞRВГ=3209,08 Н
RАГ=FtШ -FtК Г+RВГÞRАГ=6499,6 Н
3. Уточняем диаметр вала:
4. Разрабатываем конструкцию вала и по чертежу оцениваем его размеры:
диаметр в месте посадки шестерни dш=35 мм; диаметр в месте посадки подшипников dп= dш-5=30 мм.
5. По формулам определяем запасы сопротивления усталости в опасных сечениях.
Просчитываем два предполагаемых опасных сечения: сечение I—I под колесом, ослабленное шпоночным пазом, и сечение II—II под шестерню, ослабленное шпоночным пазом. Для первого сечения изгибающий момент
Сечение I-I:
Н×м
Крутящий момент Т=338,05×103 Н-мм.
Напряжение изгиба: МПа.
Напряжение кручения: t= Т/ Wи = 338,05×103/(0,2×35 3) =39,42 МПа.
По формулам:
s-1=0,4×sВ=0,4×850=340 МПа;
t-1=0,2×sВ=0,2×850=170 МПа;
tВ= 0,6×650 =390 МПа.
По таблице для шпоночного паза Ks=1,64;Kt=1,35.
По графику (кривая 2 – для углеродистых сталей), Кd=0,9.
По графику для шлифованного вала КF=1.
По формулам, принимая ys=0,l; yt=0,05 находим: sа=sиsm=0; tm=ta=0,5×t
По формуле:
>[S]=1,5
Сечение II-II:
Н×м
Крутящий момент Т=338,05×103 Н-мм.
Напряжение изгиба: МПа.
Напряжение кручения: t= Т/ Wи = 338,05×103/(0,2×35 3) =39,42 МПа.
По формулам:
s-1=0,4×sВ=0,4×850=340 МПа;
t-1=0,2×sВ=0,2×850=170 МПа;
tВ= 0,6×650 =390 МПа.
По таблице для шпоночного паза Ks=1,64;Kt=1,35.
По графику (кривая 2 – для углеродистых сталей), Кd=0,9.
По графику для шлифованного вала КF=1.
По формулам, принимая ys=0,l; yt=0,05 находим: sа=sиsm=0; tm=ta=0,5×t
По формуле:
>[S]=1,5
6. Проверяем статическую прочность при перегрузках. При перегрузках напряжения удваиваются и для первого сечения sи=176,14 МПа и t=78,84 МПа;
[s]=0,8×sT= 0,8×650=480 МПа;
<[ s]=480 МПа
7. Проверяем жесткость вала. По условиям работы зубчатого зацепления опасным является прогиб вала под шестерней. Средний диаметр на участкепринимаем равным dш=35 мм. Здесь
J=p×dш4/64=p×354/64=7,4×104 мм4
Прогиб в вертикальной плоскости:
от силы ег
yВ=Ft×a2b2/(3×E×J×l)=520.34×542×2342/(3× 2,1×105×7.4×104288)=0,0036 мм
от момента Ма прогиб равен нулю.
Прогиб в горизонтальной плоскости от сил Ft:
yГ=Ft×a2×Ь2/(З×E×J×l)=1404,62×542×2342/(3×2,1×105×7,4×104×288)з=0,0098 мм
Суммарный прогиб
мм.
Допускаемый прогиб:
[y]=0,01×m=0,01×1,5= 0,015 > 0,0104 мм.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.