средство изучения качественного состава кадрового потенциала организации, его сильных и слабых сторон, а также основа для усовершенствования индивидуальных трудовых способностей работника и повышения его квалификации.
Оценка персонала предусматривает сравнение характеристик человека – профессионально-квалификационного уровня, деловых качеств, результатов труда с соответствующими параметрами, требованиями, эталонами.
Оценке подлежат все категории работников, но значимость ее для отдельных категорий различная. Естественно, что оценка личных и деловых качеств руководителей, главных специалистов значительно более сложная, чем производственного персонала. Оценка производственного персонала – это определение определенных профессиональных и личных качеств работников, исходя из их функциональных обязанностей и целей предприятия, по установленным критериям.
Оценка персонала является составной частью процесса отбора и развития персонала. В настоящее время существует два подхода оценки персонала [2]:
- оценка кандидатов на вакантную должность;
- периодическая оценка работников организации.
Отечественная и зарубежная практика оценки кандидатов на вакантную должность выделяет четыре направления, которые определяют содержание ее процедуры, а именно:
- анализ анкетных данных;
- получение справок о работниках с места предыдущей работы;
- проведение собеседования;
- испытанный срок.
Текущая, периодическая оценка работников предприятия проводится по двум направлениям:
- оценка результатов работы и факторов, которые определяют меру достижения этих результатов;
- анализ динамики результативности труда за определенный промежуток времени, а также динамики условий, которые влияют на результат.
Проведение оценки персонала дает информацию о:
- эффективности работы работников;
- потенциальных возможностях специалистов и перспективах их роста;
- причинах неэффективной работы отдельных специалистов;
- потребностях и приоритетах в обучении и повышении квалификации;
- желаниях и надеждах работников;
- путях усовершенствования организации труда.
На результатах оценки основан ряд управленческих решений по проблемам:
- подбора и расстановки кадров, выяснения вклада каждого работника в деятельность предприятия;
- продвижения работников, как по вертикали, так и по горизонтали;
- улучшения структуры, стиля, методов управления персоналом;
- укрепления взаимосвязей администрации и профсоюза, руководителей и подчиненных.
Каждая из этих проблем связана с различными аспектами деловой оценки персонала [4].
Оценка персонала – это достаточно сложная как в методическом, так и в организационном плане робота.
Прежде всего, необходимо отметить, что единой универсальной методики, пригодной для решения всего комплекса проблем, которые относятся к оценке персонала, просто не существует. Пока еще общепринятой методики оценки персонала нет как в зарубежной, так и в отечественной практике. Создать систему оценок, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты, удобства, достаточно сложно, поэтому
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.