Определение диаметров ведущего вала и предварительный подбор подшипников







![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()




![]()
![]()

![]()

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()




![]()



Рисунок 1 – Эскиз ведущего
вала.
d1 – диаметр выходного конца вала, мм,
dn – диаметр под подшипник, мм,
dбп – диаметр буртика для упора подшипников.
Диаметр выходного конца вала определяем по формуле [2,c.5]

Где
- крутящий момент на ведущем валу,
, ![]()

Принимаем
[2,с.5]
Диаметр вала под подшипник определяем по формуле [2,c.5]:
где t –
высота буртика, мм.,
[2,c.5,T1.2]
![]()
Округляем до
ближайшего стандартного значения ![]()
Диаметр буртика для упора подшипников определяем по формуле [2,c.5]:
где r – радиус галтели вала, мм,
r = 1,6мм [2,c.5,Т1.2]
![]()
Принимаем
[1,c.290,Т18.1]
Назначаем радиальный шариковый подшипник № 306:
|
Обозначение подшипника |
Внутренний диаметр подшипника |
Наружный диаметр подшипника |
Ширина подшипника В(Т), мм |
Динамическая грузоподъемность С, кН |
Статистическая грузоподъемность |
|
№ 306 |
30 |
72 |
19 |
22 |
15,1 |
3.3 Определение диаметров ведомого вала и предварительный подбор подшипников


![]()
![]()

Рисунок 2 – Эскиз ведомого вала.
d2 – диаметр выходного конца вала, мм,
dk – диаметр под зубчатое колесо, мм,
dбk – диаметр буртика для упора колеса.
Диаметр выходного конца вала определяем по формуле [2,c.7]

Где
- крутящий момент на ведомом валу,
, ![]()

Принимаем
[2,с.5]
Диаметр вала под подшипник определяем по формуле [2,c.7]:
где t –
высота буртика, мм.,
[2,c.5,T1.2]
![]()
Округляем до
ближайшего стандартного значения ![]()
Диаметр буртика для упора подшипников определяем по формуле [2,c.7]:
где r – радиус галтели вала, мм,
r = 2,5мм [2,c.5,Т1.2]
![]()
Принимаем
[1,c.290,Т18.1]
Диаметр вала посадочного места колеса определяют по формуле [2,c.7]:
![]()
Полученный
размер округляем до ближайшего большего значения ![]()
Диаметр буртика для упора колеса определяют по соотношению [2,c.7]:
где
- размер фаски колеса
[2,c.5,T1.2]
![]()
Полученный
размер округляем до ближайшего большего значения ![]()
Назначаем радиальный шариковый подшипник № 209:
|
Обозначение подшипника |
Внутренний диаметр подшипника |
Наружный диаметр подшипника |
Ширина подшипника В(Т), мм |
Динамическая грузоподъемность С, кН |
Статистическая грузоподъемность |
|
№ 209 |
45 |
85 |
19 |
25,7 |
18,1 |
4. Проектный расчет валов цилиндрической зубчатой передачи
Необходимые размеры элементов цилиндрического одноступенчатого редуктора для первого этапа его компоновки (рис.1), мм.
|
Наименование элемента |
Формула расчета |
Результаты расчета |
|
|
Толщина стенки основания корпуса |
|
6 |
|
|
Зазор между торцом шестерни (вдоль оси) и стенкой корпуса |
|
5 |
|
|
Зазор между зубьями колеса в радиальном направлении и стенкой корпуса |
|
7 |
|
|
Зазор между внутренней стенкой корпуса и подшипником |
|
3 |
|
|
Расстояние от наружного диаметра подшипника ведущего вала до внутренней стенки корпуса редуктора |
|
20 |
|
|
Диаметр болтов |
Фундаментных |
|
12 |
|
Стяжных |
|
10 |
|
|
Фланцевых |
|
8 |
|
|
Ширина фланца разъема корпуса |
|
34 |
|
|
Длина гнезда под подшипник |
|
38 |
|
|
Толщина прокладок |
|
2 |
|
|
Толщина фланца крышки |
|
10 |
|
|
Зазор между крышкой подшипника и муфтой |
|
12 |
|
|
Зазор между ступицей звездочки (муфты) и крышкой подшипника |
|
12 |
|
|
Расстояние между опорами ведущего вала |
|
95 |
|
|
Расстояние между опорами ведомого вала |
|
95 |
|
|
Ширина подшипника ведущего вала |
|
19 |
|
|
Ширина подшипника ведомого вала |
|
19 |
|
|
Расстояние между точками приложения консольной силы и реакцией смежной опоры подшипника |
|
70 |
|
|
|
62 |
||
|
|
62 |
||
|
Длина конца вала под муфту |
|
42 |
|
|
Длина полумуфты |
|
44 |
|
|
Длина ступицы шкива временной передачи |
|
34 |
|
|
Длина конца вала под звездочку цепной передачи |
|
54 |
|
|
Длина ступицы звездочки |
|
56 |
|
5. Проектный расчет валов цилиндрической зубчатой передачи
5.1 Составление расчетной схемы и усилий в цилиндрической зубчатой передаче
Усилия, действующие в передаче, Н
|
Наименование усилия |
Расчетная формула |
Результаты расчета |
|
Окружное |
|
2460 |
|
Радиальное |
|
895 |
Сила давления на вал от неуравновешенной окружной силы муфты [2,c.10]:
- для ведущего вала;
![]()
- для ведомого вала зубчатых механизмов;
Где Т – крутящий момент на валу муфты, [Нм];
![]()
Радиальная нагрузка, действующая на вал от цепной передачи [2,c.13]:
,
- нагрузка
от провисания цепи.
(горизонтальное расположение цепи).
Межосевое
расстояние:
, t – шаг цепи.
Число зубьев
тяговой звездочки –
[2,c.12]:
![]()
Шаг цепи передачи [2,c.12]:

Где [P] – допускаемое напряжение в шарнирах роликовой цепи, для проектированного расчета принимаем [P] = 20МПа.
Полученное
значение шага
округляем до стандартного
значения [2,c.12,Т3.3]:
, тогда ![]()
![]()
![]()

Рисунок 3 – Схема цилиндрической прямозубой одноступенчатой передачи.

Рисунок 4 – Усилия в цилиндрическом прямозубом зацеплении.
Сила давления на вал от цепной передачи определится по формуле [2,c.11]:

, где T – крутящий
момент на валу звездочки,
- делительный диаметр
тяговой звездочки.


![]()
5.2 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов для ведущего вала
5.2.1 Определение опорных реакций
Опорные реакции вертикальной плоскости определяем по формулам [2,c.16]:
![]()


![]()
5.2.2 Реакции опор для горизонтальной плоскости [2,c.16]:
![]()

![]()

Проверка: ![]()
![]()
5.2.3 Определение изгибающих моментов горизонтальной плоскости и построение эпюры.

![]()
![]()
5.2.4 Определение изгибающих моментов вертикальной плоскости и построение эпюры.

![]()
5.2.5 Определение диаметра вала в опасном сечении:
Диаметр в опасном сечении определяется по формуле: [2,c.17]:

где
- приведенный или эквивалентный момент,
определяемый по третей теории прочности [2,c.17]:
![]()
- суммарный изгибающий момент
![]()
![]()

Найденный
диаметр
в опасном сечении должен быть меньше
запроектированного диаметра буртика для упора подшипника, т.е.
:
![]()
5.3 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов для ведомого вала
5.3.1 Определение опорных реакций
Опорные реакции вертикальной плоскости определяем по формулам:




Проверка:
![]()
![]()
5.3.2 Реакции опор для горизонтальной плоскости [2,c.16]:




Проверка:
![]()
![]()
5.3.3 Определение изгибающих моментов горизонтальной плоскости и построение эпюры.
![]()
![]()

5.3.4 Определение изгибающих моментов вертикальной плоскости и построение эпюры
![]()
![]()

5.3.5 Определение диаметра вала в опасном сечении:
Диаметр в опасном сечении определяется по формуле: [2,c.17]:

где
- приведенный или эквивалентный момент,
определяемый по третьей теории прочности [2,c.17]:
![]()
- суммарный изгибающий момент
![]()
![]()

Найденный
диаметр
в опасном сечении должен быть меньше
запроектированного диаметра буртика для упора подшипника, т.е.
:
![]()
6. Расчет подшипников качения по динамической грузоподъемности
6.1 Расчет подшипников качения для ведущего вала



Рисунок 5 – Схема установки и нагружения шариковых подшипников ведущего вала редуктора.
![]()
![]()
где
,
,
,
- реакции опор в горизонтальной и
вертикальной плоскостях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.