Отчёт по производственной (специальной) практике в листопрокатном цехе Новокузнецкого металлургического комбината, страница 2

   17 февраля 1971 года КМК награжден орденом Октябрьской Революции за большие достижения в выполнении пятилетнего плана по увеличению выпуска металла на действующих мощностях и в повышении эффективности производства.
    1970–1980 годы – кузнецкие металлурги устанавливают трудовые рекорды, добиваясь по ряду производств наивысших показателей в истории советской металлургии. Благодаря таланту и самоотверженному труду инженеров и рабочих комбинат в четыре раза превысил свою проектную мощность.
   В сентябре 1984 года отгружены последние рельсы для соединения трассы БАМа. Кузнецкие металлурги получили почетное право укладки «Золотого звена» Байкало-Амурской магистрали.
   В 1992-1993 годах была осуществлена приватизация КМК, комбинат был преобразован в акционерное общество открытого типа «Кузнецкий металлургический комбинат».
   90-е годы в истории комбината отмечены значительным снижением объемов производства, переориентацией производства на экспорт (до половины от общего объема производства), упрощением сортамента производимой продукции в результате падения спроса на металл внутри страны. Эти тенденции, обусловленные в значительной мере экономической политикой государства в 1992-1997 г.г., вкупе с неэффективным управлением комбината привели предприятие к кризису.
   В 1998 году на комбинате вводится внешнее управление, в ходе которого были предприняты меры для экономического оздоровления КМК. Однако общая сложная ситуация, кризис на мировом рынке металлопродукции не позволили в полной мере восстановить платежеспособность предприятия.
Перед принятием решения о введении на КМК конкурсного производства, для сохранения производственного комплекса и трудового коллектива предприятия, в 2001 г. началась реструктуризация комбината. На базе структурных подразделений КМК были созданы дочерние организации.
   По окончании конкурсного производства, основные цеха и подразделения КМК были объединены в рамках ОАО «НКМК». Новокузнецкий металлургический комбинат стал частью крупнейшей российской горно -металлургической группы «ЕвразХолдинг». В состав комбината вошли: коксохимическое производство, доменный, электросталеплавильный, копровый, рельсобалочный, листопрокатный цехи и цех сортового проката, управление железнодорожного транспорта, управление подготовки производства и др. Функции единоличного исполнительного органа были переданы управляющей организации ООО «ЕвразХолдинг». Днем рождения нового предприятия стало 5 мая 2003 года. На современном этапе ОАО НКМК динамично развивающееся предприятие, ориентированное на модернизацию производства, повышение качества и расширение сортамента выпускаемой продукции с учетом международных норм и стандартов.
   НКМК является одним из лидеров российской и мировой металлургии. Доля НКМК в отечественном рельсовом производстве составляет около 70%, а в мировом – порядка 9%. Согласно исследованиям Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (Москва), ОАО «НКМК» по объемам выпуска рельсовой продукции входит в первую пятерку крупнейших производителей наряду с предприятиями Китая (в городах Аншань, Далянь, Баотоу) и России (Нижний Тагил).
   Являясь единственным в стране производителем всей номенклатуры рельсового сортамента и монополистом на рынке трамвайных рельсов, НКМК выступает в качестве генерального поставщика рельсовой продукции для ОАО «Российские железные дороги». С продукцией комбината хорошо знакомы как российские потребители, так и зарубежные из стран СНГ и Прибалтики, Юго-Восточной Азии, Китая, Монголии, КНДР.
   В ходе реализации программы технического перевооружения ОАО «НКМК» снижает себестоимость продукции и улучшает качество производимых товаров.   Сегодня Новокузнецкий металлургический комбинат предлагает потребителям широкий спектр металлопродукции, номенклатурный ряд которой насчитывает более 100 позиций. Но первыми по значимости в этом списке были и остаются рельсы различных типов и видов, а также другие элементы верхнего строения железнодорожного пути.
    Ориентируясь на запросы рынка, комбинат обновил сортамент и с 2001 приступил к производству рельсов для железных дорог по новому ГОСТу P-51685-2000. В новом ГОСТе введена регламентация по категориям качества, согласно которой, повышаются требования к качеству базовой категории рельсов – «Т1», а параметры качества рельсовой продукции высшей категории «В» приравниваются к лучшим мировым стандартам. Определяющим фактором повышения качества кузнецких рельсов стал переход на их производство из непрерывнолитой электростали.
В тесном сотрудничестве со специалистами–железнодорожниками были разработаны новые типы рельсов для специальных участков пути. Среди них – рельсы низкотемпературной надежности, которые успешно эксплуатируются в районах, где температура достигает -40 С., а также рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости, незаменимые при эксплуатации в кривых малого радиуса, т.е. там, где наблюдается интенсивный боковой износ.      Рельсы НКМК для скоростного совмещенного движения сегодня укладывают на всех участках, где проходят грузовые составы с напряженностью на ось 27-30 тонн, а также пассажирские поезда, скорость которых достигает 200 км/ч.
В 2004 году освоено массовое производство нового вида продукции – уголка контррельсового, который снижает металлоемкость стрелочных переводов и повышает безопасность движения.
   Одним из первых в мире комбинат освоил производство рельсов из бейнитной стали. Эти рельсы специально разработаны для особо ответственных участков пути, так как характеризуются уникальным комплексом механических свойств: высокой прочностью и твердостью – с одной стороны, и повышенной вязкостью – с другой.
    В 2003-2006 гг. на Новокузнецком металлургическом комбинате предприняты значительные шаги, связанные с реализацией Программы технического развития. В настоящее время идет коренная реконструкция электросталепла-вильного производства. Введены в эксплуатацию два агрегата комплексной обработки стали (АКОС), полностью реконструирована дуговая сталеплавильная печь №2. На печи внедрена кислородная система интенсификации плавки фирмы « Badische Stahl - Engineering » (Германия), технология бесчашевой уборки шлака. В рамках реконструкции рельсобалочного цеха в апреле 2005 года завершена реконструкция термоотделения рельсобалочного цеха. Проведенная работа позволила оптимизировать процесс термообработки рельсов, повысить качество готовой продукции.