17 февраля 1971 года
КМК награжден орденом Октябрьской Революции за большие достижения в выполнении
пятилетнего плана по увеличению выпуска металла на действующих мощностях и в
повышении эффективности производства.
1970–1980 годы – кузнецкие металлурги устанавливают трудовые
рекорды, добиваясь по ряду производств наивысших показателей в истории
советской металлургии. Благодаря таланту и самоотверженному труду инженеров и
рабочих комбинат в четыре раза превысил свою проектную мощность.
В сентябре 1984 года отгружены последние рельсы для соединения трассы
БАМа. Кузнецкие металлурги получили почетное право укладки «Золотого звена»
Байкало-Амурской магистрали.
В 1992-1993
годах была осуществлена приватизация КМК, комбинат был преобразован в
акционерное общество открытого типа «Кузнецкий металлургический комбинат».
90-е годы в истории комбината отмечены значительным снижением объемов
производства, переориентацией производства на экспорт (до половины от общего
объема производства), упрощением сортамента производимой продукции в результате
падения спроса на металл внутри страны. Эти тенденции, обусловленные в
значительной мере экономической политикой государства в 1992-1997 г.г., вкупе с неэффективным управлением комбината привели предприятие к кризису.
В 1998 году на комбинате вводится внешнее управление, в ходе которого
были предприняты меры для экономического оздоровления КМК. Однако общая сложная
ситуация, кризис на мировом рынке металлопродукции не позволили в полной мере
восстановить платежеспособность предприятия.
Перед принятием решения о введении на КМК конкурсного производства, для
сохранения производственного комплекса и трудового коллектива предприятия, в
2001 г. началась реструктуризация комбината. На базе структурных
подразделений КМК были созданы дочерние организации.
По окончании конкурсного производства, основные цеха и подразделения КМК
были объединены в рамках ОАО «НКМК». Новокузнецкий металлургический комбинат
стал частью крупнейшей российской горно -металлургической группы
«ЕвразХолдинг». В состав комбината вошли: коксохимическое производство,
доменный, электросталеплавильный, копровый, рельсобалочный, листопрокатный цехи
и цех сортового проката, управление железнодорожного транспорта, управление
подготовки производства и др. Функции единоличного исполнительного органа были
переданы управляющей организации ООО «ЕвразХолдинг». Днем рождения нового
предприятия стало 5 мая 2003 года. На современном этапе ОАО НКМК динамично
развивающееся предприятие, ориентированное на модернизацию производства,
повышение качества и расширение сортамента выпускаемой продукции с учетом
международных норм и стандартов.
НКМК является одним из лидеров российской и мировой металлургии. Доля НКМК в
отечественном рельсовом производстве составляет около 70%, а в мировом –
порядка 9%. Согласно исследованиям Всероссийского научно-исследовательского
конъюнктурного института (Москва), ОАО «НКМК» по объемам выпуска рельсовой
продукции входит в первую пятерку крупнейших производителей наряду с
предприятиями Китая (в городах Аншань, Далянь, Баотоу) и России (Нижний Тагил).
Являясь единственным в стране производителем всей номенклатуры рельсового
сортамента и монополистом на рынке трамвайных рельсов, НКМК выступает в
качестве генерального поставщика рельсовой продукции для ОАО «Российские
железные дороги». С продукцией комбината хорошо знакомы как российские
потребители, так и зарубежные из стран СНГ и Прибалтики, Юго-Восточной
Азии, Китая, Монголии, КНДР.
В ходе реализации программы технического перевооружения ОАО «НКМК» снижает
себестоимость продукции и улучшает качество производимых товаров. Сегодня
Новокузнецкий металлургический комбинат предлагает потребителям широкий спектр
металлопродукции, номенклатурный ряд которой насчитывает более 100 позиций. Но
первыми по значимости в этом списке были и остаются рельсы различных типов и
видов, а также другие элементы верхнего строения железнодорожного пути.
Ориентируясь на запросы рынка, комбинат обновил сортамент и с 2001
приступил к производству рельсов для железных дорог по новому ГОСТу P-51685-2000.
В новом ГОСТе введена регламентация по категориям качества, согласно которой,
повышаются требования к качеству базовой категории рельсов – «Т1», а параметры
качества рельсовой продукции высшей категории «В» приравниваются к лучшим
мировым стандартам. Определяющим фактором повышения качества кузнецких рельсов
стал переход на их производство из непрерывнолитой электростали.
В тесном сотрудничестве со специалистами–железнодорожниками были разработаны
новые типы рельсов для специальных участков пути. Среди них – рельсы
низкотемпературной надежности, которые успешно эксплуатируются в районах, где
температура достигает -40 С., а также рельсы повышенной износостойкости и
контактной выносливости, незаменимые при эксплуатации в кривых малого радиуса,
т.е. там, где наблюдается интенсивный боковой износ. Рельсы НКМК для
скоростного совмещенного движения сегодня укладывают на всех участках, где
проходят грузовые составы с напряженностью на ось 27-30 тонн, а также
пассажирские поезда, скорость которых достигает 200 км/ч.
В 2004 году освоено массовое производство нового вида продукции – уголка
контррельсового, который снижает металлоемкость стрелочных переводов и повышает
безопасность движения.
Одним из первых в мире комбинат освоил производство рельсов из бейнитной
стали. Эти рельсы специально разработаны для особо ответственных участков пути,
так как характеризуются уникальным комплексом механических свойств: высокой
прочностью и твердостью – с одной стороны, и повышенной вязкостью – с другой.
В 2003-2006 гг. на Новокузнецком металлургическом комбинате
предприняты значительные шаги, связанные с реализацией Программы технического развития.
В настоящее время идет коренная реконструкция электросталепла-вильного
производства. Введены в эксплуатацию два агрегата комплексной обработки стали
(АКОС), полностью реконструирована дуговая сталеплавильная печь №2. На печи
внедрена кислородная система интенсификации плавки фирмы « Badische Stahl -
Engineering » (Германия), технология бесчашевой уборки шлака. В рамках
реконструкции рельсобалочного цеха в апреле 2005 года завершена реконструкция
термоотделения рельсобалочного цеха. Проведенная работа позволила
оптимизировать процесс термообработки рельсов, повысить качество готовой
продукции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.