Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Лекция 11.
Релятивистская кинематика.
Аберрация.
Пусть в системе движется частица со скоростью под углом к оси . Определим, под каким углом к оси движется частица в системе отсчета .
В системе отсчета проекции скоростей частицы на оси соответственно:
. Применяя формулы преобразования скоростей, имеем:
(1)
Откуда:
. (2)
В предельном случае - распространение светового фронта в обеих системах отсчета происходит со скоростью , находим:
(3)
Формулы (3) описывают явление световой аберрации. Преобразование угла как функции получается из (3) заменой . Выпишем полученные зависимости:
(4)
Исследуем полученные выражения. На космическом корабле имеется «прожектор», излучающий свет, например, в переднюю полусферу: . Согласно (3):
Если движение корабля происходит с ультрарелятивистскими скоростями: , то - свет, излученный в переднюю полусферу в системе корабля соберется в узкий световой конус в неподвижной системе отсчета . Этот эффект называется эффектом «фары». Отметим, что: - свет, излученный в заднюю полусферу в системе отсчета , распределяется за пределами узкого светового конуса с углом раствора в системе отсчета .
Явление аберрации искажает картину звездного неба, наблюдаемого в релятивистском космическом корабле. Согласно формулам (4) с точки зрения космического наблюдателя свет от удаленных источников движется со скоростью . Допустим, что в неподвижной системе отсчета свет от удаленного источника падает на корабль под углом относительно направления скорости корабля. В системе корабля - угол, под которым будет наблюдаться световой пучок:
(5)
Если угол меняется в диапазоне от до - рассматривается передняя полусфера звездного неба, то . Вся звездная полусфера будет рассматриваться наблюдателем в корабле в угле .
Впервые экспериментально аберрацию света от удаленных звезд наблюдал Д. Бредли (1725). Он обнаружил, что звезда Дракона, находящаяся практически в Земном зените совершает сезонное движение с периодом в один год по круговой траектории с диаметром 40,5 дуговых секунд. Согласно (4) при и . Орбитальная скорость Земли составляет . В дуговых секундах .
Аберрацию легко понять, применив аналогию между распространением света и падением дождевых капель. В отсутствии ветра дождевые капли падают на неподвижного человека вертикально, если человек движется, то дождевые капли падают под некоторым углом относительно вертикали.
Алгебра 4-х векторов.
Назовем четверку чисел расположенных в порядке 4-х вектором события. В 4-х векторе принято называть 0-ю компоненту временной, а 1, 2, 3-ю компоненты пространственными . Ранее получены Лоренцевы преобразования координат и времени при переходе из систем отсчета в и обратные. Другими словами формулы преобразования определяют соотношения между 4-х векторами событий в различных системах отсчета. Удобно записать эти преобразования в матричной форме. Считая любой 4-х вектор события вектором – столбцом нетрудно представить линейное преобразование координат как перемножение матрицы коэффициентов на вектор - столбец события:
.
Используя правила перемножения матриц имеем:
(6).
Здесь , всюду далее обозначаем . В матричной записи преобразований предполагается, что . Обычно знак суммирования по повторяющемуся индексу опускают, предыдущая запись равносильно выглядит как: . Обратное преобразование от компонент 4-х вектора события к компонентам , как нетрудно получить будет записываться в форме: , где элементы обратной матрицы. Очевидно, что - дает единичную матрицу, матрицу у которой на главной диагонали стоят 1. В матице обратного преобразования произведена замена . Окончательный вид обратного преобразования имеет вид:
(7)
Непосредственным перемножением из (6) на из нетрудно убедиться, что .
Любая четверка чисел преобразующихся по закону (7) -преобразования компонент 4-х вектора события называется 4-х вектором.
Введенный подобным образом объект –4-х вектор подчиняется правилам векторной алгебры.
Сложение 2-х 4-х векторов выполняется по правилу: если - 4-х вектора, то .
Определим скалярное произведение 4-х векторов следующим правилом. Пусть . Назовем скалярным произведением величину:
(8)
Наиболее важным свойством скалярного произведения векторов является его инвариантность. Инвариантность (от лат. invariantis – неизменяющийся) означает сохранение величины скалярного произведения в различных системах отсчета. В релятивистской кинематике следует убедиться в неизменности скалярного произведения в случае Лоренцева преобразования компонент векторов. Прямой подстановкой компонент , выраженных через согласно формулам (7) нетрудно убедиться, что:
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.