Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
§3.14 Принцип Даламбера
Принцип Даламбера удобен для рассмотрения систем со связями (несвободных систем) и позволяет уравнениям динамики придать форму уравнений статики.
Принцип Даламбера для материальной точки.
Уравнение движения точки запишем в виде 2-го закона Ньютона : , где - равнодействующая активных сил, действующих на точку, а - равнодействующая реакций связей, наложенных на точку.
Назовем силой инерции материальной точки величину , тогда уравнение движения перепишется в виде:
Это и есть принцип Даламбера для материальной точки: “При движении материальной точки активные силы и реакций связей вместе с силой инерции точки образуют равновесную систему сил”.
Принцип Даламбера для системы материальных точек.
Для каждой точки, входящей в материальную систему имеем принцип Даламбера:
(i=1,2…n), где -сила инерции i-ой точки.
Проводя суммирование по всем точкам материальной системы получим принцип Даламбера для системы точек “При движении механической системы активные внешние силы и реакции внешних связей вместе с силами инерции точек составляют равновесную систему сил”:
Силы инерции твердого тела.
При поступательном движении твердого тела ускорение всех его точек одинаковы. Система сил инерции приводится к равнодействующей силе . Линия действия этой равнодействующей проходит через центр масс системы.
При вращении твердого тела вокруг неподвижной оси с угловой скоростью w и угловым ускорением e каждая точка имеет ускорение (здесь h - расстояние точки до оси вращения). Нормальное ускорение an направлено к оси вращения, тангенциальное ускорение at перпендикулярно радиусу вращения каждой точки и направление его зависит от знака углового ускорения. Для каждого конкретного случая необходимо построить эпюру сил инерции точек тела и найти равнодействующую силу инерции. Равнодействующая будет равна произведению массы тела на ускорение центра масс. Линия действия равнодействующей проходит через центр тяжести эпюры этих распределенных сил инерции.
В качестве иллюстрации применения принципа Даламбера для решения задач рассмотрим следующий пример.
Груз А силой тяжести Р1 опускается вниз по грани призмы с силой тяжести Р приводя в движение груз В, имеющий силу тяжести Р2. Призма с углами a и b при основании находится на горизонтальной плоскости (ось x), ее движение влево ограничивает вертикальная стенка (ось y). Трение отсутствует. Найти реакцию горизонтальной плоскости N, реакцию вертикальной плоскости F и силу натяжения нити T. |
Предположим, что груз А движется с ускорением a. Силы инерции грузов будут равны
Применим к системе принцип Даламбера:
Из этих уравнений имеем:
Для определения T и a применим принцип Даламбера к каждому грузу в отдельности, составив условия равновесия внешних сил грузов и сил инерции в проекции на направление нити:
è
Отсюда видно, что для того, чтобы груз А двигался вниз, ускорение a должно быть больше нуля, то есть P1Sina > P2Sinb.
Подставляя результат для a в выражения для F и N получим:
Для натяжения нити T можно также получить:
§3.15 Движение точки по поверхности
Рассмотрим задачу о движении точки по поверхности.
Точка движется по поверхности, заданной уравнением f(x,y,z)=0 (это уравнение является уравнением связи для точки), на точку действует внешняя сила F. Считаем поверхность гладкой, поэтому реакция поверхности N нормальна к поверхности. Необходимо найти закон движения точки по поверхности и реакцию поверхности. |
Составим для точки уравнения движения в форме второго закона Ньютона:
Из дифференциальной геометрии известно, что направляющие косинусы к внешней нормали поверхности, а тем самым и к N, вычисляются следующим образом:
Таким образом, компоненты реакции N можно представить в виде:
Окончательно имеем уравнения движения в виде:
Добавив к ним уравнение поверхности f(x,y,z)=0 получим систему трех обыкновенных дифференциальных уравнений и одно алгебраическое уравнение для определения четырех неизвестных величин x(t), y(t), z(t), l(t). После определения величины l можно найти значение реакции N=lDf.
§3.16 Движение точки по линии
Рассмотрим задачу о движении точки по линии.
Точка движется по линии, которая задается пересечением двух поверхностей f1(x,y,z)=0 и f2(x,y,z)=0, на точку действует внешняя сила F. Считаем линию гладкой, поэтому реакция линии N нормальна к линии. Необходимо найти закон движения точки по линии и реакцию линии. |
Разложим реакцию линии N на две составляющие, каждая из которых нормальна к своей поверхности:
Составим для точки уравнения движения в форме второго закона Ньютона:
Для каждой из составляющих N1 и N2 (как это было сделано в задаче о движении точки по поверхности) найдем направляющие косинусы:
;
Компоненты реакций N1 и N2 теперь можно представить в виде:
Окончательно имеем уравнения движения точки по линии в виде:
(3.16.1)
Добавив к ним уравнения поверхностей f1(x,y,z)=0 и f2(x,y,z)=0 получим систему трех обыкновенных дифференциальных уравнений и двух алгебраических уравнений для определения пяти неизвестных величин x(t), y(t), z(t), l1(t), l2(t). После определения величин l1 и l2 можно найти значения реакций N1=l1Df1 и N2=l2Df2.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам разработку программного обеспечения под ключ.
Опытные программисты сделают для вас мобильное приложение, нейронную сеть, систему искусственного интеллекта, SaaS-сервис, производственную систему, внедрят или разработают ERP/CRM, запустят стартап.
Сферы - промышленность, ритейл, производственные компании, стартапы, финансы и другие направления.
Языки программирования: Java, PHP, Ruby, C++, .NET, Python, Go, Kotlin, Swift, React Native, Flutter и многие другие.
Всегда на связи. Соблюдаем сроки. Предложим адекватную конкурентную цену.
Заходите к нам на сайт и пишите, с удовольствием вам во всем поможем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.